Психолог Бертрам Форер в 1948 году провёл психологический эксперимент. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа.
« Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо и так далее. . . ».
Каждый из студентов решил, что этот текст вполне точно описывает его характер.
Вот факторы, способствовавшие успеху эксперимента: 1. Субъект убеждён, что описание применимо только к нему. 2. Расплывчатость характеристики делает её применимой практически к любому человеку, и это наводит испытуемого на мысли о её справедливости. 3. Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание. 4. В описании преимущественно присутствуют позитивные характеристики.