Одно дело – это когда "Я не скажу | не сделаю что - то там, так как человек, на которого мои слова | действия будут направлены, или обидится и перестанет со мной общаться, а я не хочу прерывать с ним общение, или нанесет ответный удар". И совершенно другое – "Я не скажу | не сделаю, так как мне претит мысль о том, что этому человеку будет больно | неприятно". Разница едва уловима, но она есть. Как и между "Я не хочу, чтобы человек на меня обиделся" и "Я не хочу, чтобы этот человек вообще обижался".
Мы (люди, в смысле) существа крайне эгоистичные. Порой сложно абстрагироваться от своего "я", оценивать ситуацию со стороны и хотя бы на время забывать о собственной выгоде. Да, в нежелании обижать чаще всего тоже кроется расчет. Маленький ребенок, разбивший вазу, в первую очередь думает не о том, что он расстроил маму и лишил ее предмета, который она, вероятно, очень ценила, а о наказании, о том, что его сейчас отругают и поставят в угол. Потом маленький ребенок вырастает и превращается в человека, невольно воздерживающегося от плохих поступков потому, что они нанесут вред лично ему. Это нормально, в принципе. "Я не ударю свою девушку | жену, так как если она уйдет, то я буду страдать". "Я не изменю своему парню | мужу, так как после этого меня будет мучить чувство вины перед ним". Заметьте, все сводится именно к "Я не поступлю плохо, потому что в итоге сам(а) буду мучиться". А ты абстрагируйся. Забудь о себе. Представь, что ты идешь по улице с любимой девушкой, тут к вам подбегает какой - то незнакомый мужик, бьет твою девушку и убегает. Девушке, естественно, больно. Ты наверняка чувствуешь возмущение и хочешь отомстить подонку. Ты наверняка чувствуешь боль своего любимого человека. А если подонок – это ты?.. Представь, будто ты узнала, что жена мужчины, которого ты любишь больше жизни, ему изменяет. Ты наверняка чувствуешь обиду за него, наверняка хочешь отомстить нахалке, посмевшей оскорбить твоего любимого человека. Какая шлюха, а. Вот ты бы никогда так не поступила. А если бы поступила?..
Понятно, что совесть сильна, понятно, что ты, скорее всего, воздерживаешься от нехороших деяний. Но суть в причинах, по которым ты от этих самых деяний воздерживаешься. Муки твоей совести или муки другого человека?..
Кстати, это отличный критерий, позволяющий объективно оценивать. Разумеется, себе любимому многое прощаешь, себя любимого оправдать легко. Но задумайся, смог бы ты оправдать и простить так же легко злые слова (например), сказанные твоему дорогому и близкому человеку, если бы сказал их не ты.