поговорила я тут, значит, с одним психологом, которой рьяно отрицал наличие души как таковой.
а обосновал это тем, что то, что мы привыкли называть душой, не более чем пережитый нами опыт, который, собственно, и сформировал нашу личность.
ну то есть нет никакой высшей нашей духовной оболочки, путешествующей из одной жизни в другую, и что мы после смерти… умираем. ну то есть вот так вот просто берём и окончательно умираем.
естественно, вначале я хотела возмутиться, мол, как так, что за глупости, я же не просто тело с набором инстиктов, я же имею желания, стремления и цели, откуда им взяться, раз не из духовного порыва?
а потом задумалась. первое - это отсутствие опыта у тех же младенцев. не имея возможности использовать аперцепцию, то есть осознанное восприятие, они не имеют своего характера. количество их плача или же смеха зависит напрямую от влияющих на них обстоятельств. то есть, по сути своей, все младенцы ведут себя в различных ситуациях абсолютно одинаково и лишь на инстинктах: поесть, поспать, посрать. младенцы, если можно так выразиться, не обладают душой. они функционируют по default.
но стоит им получить некий жизненный опыт, они начинают формировать своё восприятие и свою личность (во многом за них это делает социум и окружение, но не суть).
второе над чем я задумалась - это употребление сверх потребностей. ну то есть удовлетворение не только инстинктов, но и желаний, что свойственно только человеку. если у нас нет души, то откуда взяться этим желаниям. и тут нам на помощь приходит социум, который, как хорошо подметил Жижек, учит нас желать "желать". то есть мы хотим не результат, а сам процесс и наслаждение этим процессом. некоторые животные, конечно, тоже занимаются сексом для удовольствия (как пример), но вот у человека это наиболее развито. как говориться в экономике, есть предметы первой необходимости и предметы роскоши. и общество, в котором мы живём, учит нас желать роскоши. то есть потребления сверх необходимости.
как сказал мне знакомый, один учёный нашёл племя, где люди питались лишь ради выживания и не более того. то есть не было у них такого, что вот "ой как вкусненько возьму ка я ещё".
это я к тому, что наши желания тоже не являются доказательством наличия у нас души.
и не то чтобы я в это верю, всё-таки странно осозновать, что после смерти не будет ничего. да и душа - такое прикольное понятие, особенно, когда она болит или наоборот радуется. так нет же, это высё опыт и эмоции, которые мы учимся испытывать.
коряво написала, как обычно, но надеюсь мысль ясна.
просто заинтересовала эта позиция, особенно, когда она оказалась обоснованной.