Наконец посмотрела второй вариант спектакля «Франкенштейн» Дэни Бойла. Мне понадобилась неделя, чтобы все переосмыслить, выдохнуть, сесть и написать. Но начнем сначала.
Еще два года назад наш мастер показал группе первую серию сериала «Шерлок», снятого англичанами. Юрий Николаевич восторженно махал руками и восклицал, что это новый формат сериала, что нам надо научиться так писать и тогда отечественное телевидение перестанет пахнуть чем-то несвежим. И хотя я тогда действительно схватилась за этот сериал и посмотрела его весь еще до выхода его на российские телеканалы, причиной служила не только похвала нашего великого сенсея, но и внезапно возникшая и намертво укоренившаяся в моем сердце любовь к исполнителю главной роли (барабанную дробь, пожалуйст, хотя его имя само, как барабанная дробь с ударом по тарелке в конце) — Бенедикту Камбарбэтчу !
С того момента, я пересмотрела почти все его теле и киноработы и мечтала хоть раз увидеть его на сцене. Но не являясь одним из тех счастливчиков, кто живет в городе на Темзе, мне приходилось довольствоваться маленькими отрывками, найденными на youtube. И вот этим летом, наконец привезли в Россию (пускай даже в записи) спектакль моей мечты. Франкенштейн здоровенный! Здоровенный Франкенштейн! Я, конечно, подорвалась на первый же показ. Это был вариант, в котором Бенедикт играл профессора, а Миллер — создание. Потом я была в разъездах, потом не попадала по ряду причин, и вот наконец, неделю назад посмотрела тот же спектакль, только вторую версию — где Камбарбэтч и его напарник меняются ролями. И наконец могу составить полное впечатление о творении господина Бойла.
С одной стороны — это конечно все еще вполне просвещенческая история, какой ее и создала Мэри Шелли. Несчастное создание ужасное снаружи, доброе внутри, которое становится умным и добрым, когда его обучает и такой же по своим внутренним качествам старик, и которое становится безумным убийцей, когда окружающие поступают с ним бесчестно и безнравственно. Главный герой даже прямо произносит фразу, содержащую главную мысль всей эпохи просвещения: «Вначале я ничего не умел, но я многому научился у людей. Я научился предавать, научился причинять боль и сегодня я получил свой главный урок — я научился лгать».
Однако с другой стороны — это совсем новая история, о которой в оригинальном литературном произведении ничего не говорилось — это история о том, что создание и создатель неразрывно связаны. И монстр, любящий и нуждающийся в любви (как женской, так и отеческой) — гораздо больший человек, чем тот, кто вдохнул в него жизнь. Кажется, что сухой, холодный профессор до боли завидует своему страстному детищу, способному на настоящую жажду, а не обычный интерес. Появляется даже ощущение, что Франкенштейн отдал монстру свою душу (особенно учитывая пламенную речь отца ученого о том, каким нежным мальчиком был и каким холодным юношей стал его сын). Так, две противоположности, они не разделимы, как инь и янь, и обречены вечно гнаться друг за другом.
Спектакль оставляет сильнейшее впечатление. Сценография и декорации абсолютно фантастические. Хотя игра актеров (кроме исполнителей главных ролей, конечно, каждый из которых прекрасно справляются с обеими ролями) оставляет желать лучшего. Возможно, это британская театральная школа, но лично мне кажется, что они немного (а в некоторых местах много) переигрывают. Но даже это не умаляет того восторга, который накрывает с головой после окончания просмотра. Так что, даже если вы не фанат Шерлока и присных, все равно немедленно ищите, где еще есть возможность посмотреть. Потому что уже совсем скоро его увезут, а вы себе никогда не простите, что этого не видели.