Ударная" пятница, 13-е, в Госдуме РФ (этот день в российской прессе еще назвали "черной пятницей"), когда депутаты спешно и скандально приняли новые ужесточающие поправки в законы, связанные с гражданскими свободами, вызвала шквал критики со стороны западных СМИ. И без того часто оперируя терминологией холодной войны или сталинских времен, на этот раз европейские и американские газеты усердно напоминают про саму эпоху авторитаризма и репрессий. И ставят российскому режиму диагноз: паранойя и истерия, вызванные неуверенностью.
Реакция Путина на протестное движение - признак "отсталого мировоззрения, глупой убежденности в том, что авторитаризм - реалистичная альтернатива реформам", полагает издание, называющее правление Путина "ползучим авторитаризмом" и возвратом к "железному занавесу". Но, по мнению газеты, очернять своих противников и чинить им неудобства - максимум, что может сделать режим, который своими действиями лишь показывает собственную неуверенность и нестабильность.
В той же статье приведено мнение генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда, заявившего, что закон об НКО ассоциируется с террором 1930-х. Автор материала соглашается, что определение "иностранный агент" "зловеще перекликается" с советской терминологией, и что законы об НКО и о клевете провоцируют на сравнения с диктатурой при Иосифе Сталине.
WWF уже объявил о том, что собирается демонстративно использовать позорное наименование, написав на своем сайте: "Мы не жулики и воры, мы агенты иностранного влияния", сообщает Die Zeit.
The New York Times, рассуждая о "политически уничижительном определении "иностранного агента", цитирует заявление российского общества "Мемориал", где говорится, что деятельность Госдумы "приобрела истерический характер". Она "в пожарном порядке" вносит "юридически безграмотные и крайне опасные" изменения в законодательство, и скорость, с которой это делается, поражает: "Можно подумать, что враг уже у ворот столицы и только изменения в этом законе могут спасти Отечество".