Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa?, пали nibbāna, «угасание, прекращение» ;) — понятие в буддизме, обозначающее состояние освобождения от страданий. В бытовом смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости
Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Сутра-питака характеризует нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.
Нирвана, Духовное Совершенство, Освобождение (от кармических пут материального мира) — эти слова обозначают одно и то же: Слияние развитого индивидуального сознания человека с Сознанием, обитающим в высших пространственных мерностях.
Существует неправильное толкование термина Нирвана — как исчезновение в пустоте. Нет: при вхождении в состояние Нирваны исчезает лишь низшее "я" адепта, но актуализируется Высшее "Я", являющееся Океаном Изначального Сознания.
О достижении Нирваны говорится в Учениях многих Высших Духовных Учителей человечества: Гаутамы Будды, Кришны, Сатья Саи и Других.
Ниже приводятся некоторые цитаты из известных литературных источников.
В Бхагавадгите Кришна выделял две ступени Нирваны: Нирвана в Брахмане и Высшая Нирвана (Нирвана в Ишваре):
5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане.
5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.
5:26. Освободившиеся от земных влечений и гнева, занятые духовным подвижничеством, обуздавшие мысли, познавшие Атман — те обретают Нирвану в Брахмане.
6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, входит в Высшую Нирвану, где он пребывает во Мне.
(Антонов В.В. — Бог говорит. Учебник религии.
'Полюс', СПб, 2002)
Следующая цитата из книги Джона Хислопа 'Мой Господь и я', посвящённой Аватару Сатья Саи:
" Медитацию можно представить как лодку, которая смогла бы безопасно перевезти нас через бушующее море наших жизней на другой берег. "Другой берег" — это и есть Самореализация, Богореализация, Освобождение, Нирвана — все эти слова имеют одно и то же значение: слияние частного, обособленного — с Абсолютом. "
(Hislop J.S. — My Baba and I. Prasanthi Nilaym,
'Sri Sathya Sai Books and Publications Trust', 1985)
И, в заключении, цитата из книги Джона Блофельда 'Тантрический мистицизм Тибета':
" Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, всё, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана… Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения. "
(Blofeld J.E. — The Tantric Mysticism of Tibet.
'Dutton', N.Y., 1970)