Когда люди занимаются учением для самих себя, учение это полезно для них, когда же люди делают это для других, чтобы казаться учеными, ученость эта бесполезна. (Китайская мудрость)
Ты так зачитываешься полезными книжками, что жалеешь, когда люди отрывают тебя от этого занятия. Ты смеешься над человеком суетным, который веселится праздными забавами, и думаешь, что читать полезную книгу никогда не суетно. Посмейся лучше над собой, потому что читать полезную книгу так, только для одного себя, как ты ее читаешь, также праздно и суетно: страдания и недовольство у обоих вас будут одинаковы. И ты ведь не сможешь сказать: "Да будет так, как угодно Богу", а будешь говорить:
– О, какой я несчастный! Мне хотелось заняться чтением прекрасной и полезнейшей книги, и вот, вместо того, изволь исполнять просьбы этого докучливого человека?!
– А разве, – отвечу я тебе, – твоя обязанность в том и состоит, чтобы читать книги в то время, когда от тебя просят помощи? Тебе надо знать и помнить одно, что хочет Бог, чтобы ты сделал теперь, и чего Он не хочет. Недавно Он устроил так, чтобы ты был в одиночестве, чтобы ты беседовал сам с собою, читал, писал, подготовлялся к добрым делам. А сегодня Он послал к тебе людей, которые просят тебя помочь им делом. Этим самым Бог как бы говорит:
– Выходи из своего одиночества и покажи на деле то, чему ты выучился, потому что пришло время и тебе и людям увидеть пользу того, о чем ты читал и думал.
Не ударь же лицом в грязь; не сетуй на людей за то, что они прервали твое занятие: ведь если б не было людей, то кому бы ты служил и к чему было бы читать книжки о том, как лучше служить людям?
(Эпиктет)
Когда ты видишь, что человек заблуждается, не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его затемнялся. Заблуждающийся – тот, кто искренне принимает ложь за истину.
Но бывает и так, что люди не заблуждаются, а нарочно не принимают истины даже и тогда, когда она раскрыта пред ними в полной очевидности. Они не принимают ее не потому, что не могут понять ее, а потому, что она обличает их злые дела, отнимает у них оправдание своих пороков. Эти люди также заслуживают не гнева, а сострадания, ибо их совесть, так сказать, больна.
(Эпиктет)
Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание; когда приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущий к добродетели. (Конфуций)
Тот, кто ищет учености, растет с каждым днем в глазах мира.
Тот, кто ищет разума, с каждым днем умаляется.
Он умаляется все больше и больше до тех пор, пока не достигнет полного смирения.
Когда же он достигнет полного смирения, нет вещи, которой бы он не мог совершить.
(Лао-Цзы)
Люди не могут знать и понимать всего того, что делается на свете, и потом у суждения их о многих вещах неверны. Неведение человека бывает двойное: одно неведение есть чистое, природное неведение, в котором люди рождаются, другое неведение, так сказать, неведение истинно мудрого.
Когда человек изучит все науки и узнает все то, что люди знали и знают, то он увидит, что эти знания, все вместе взятые, так ничтожны, что по ним нет возможности действительно понять мир Божий, и он убедится в том, что ученые люди, в сущности, все так же ничего не знают, как и простые, неученые.
Но есть люди верхогляды, которые кое-чему поучились, нахватались верхушек разных наук и зазнались. Они ушли от природного неведения, но не успели дойти до истинной мудрости тех ученых, которые поняли несовершенство и ничтожество всех человеческих знаний.
Эти-то люди, считающие себя умниками, и мутят мир. Они обо всем судят самоуверенно и опрометчиво и, разумеется, постоянно ошибаются. Они умеют бросать пыль в глаза, и часто люди к ним относятся с уважением, но простой народ их презирает, видя их бесполезность; они же презирают народ, считая его невежественным. (Паскаль)
Собирать книги не трудно, трудно уметь просматривать книги. Просматривать книги не трудно, трудно уметь читать книги.
Читать книги не трудно, трудно уметь использовать прочитанное. Использовать прочитанное не трудно, трудно уметь запомнить. (Чжан Чао)
Все лучшие книги древности и наших дней написаны кровью и слезами. (Чжан Чао)
Книга - памятник ушедшим в вечность умам. (У. Дэвенант)
Весь мир, за исключением только диких наций, управляется книгами. (Ф.Вольтер)
Книга, которая не стоит того, чтобы читать ее дважды, не стоит и того, чтобы читать ее один раз. (К.Вебер)
Несомненный признак всякой хорошей книги - если она нравится тем больше, чем человек становится старше. (Г.Лихтенберг)
Чрезмерное обилие книг распыляет мысли. (Сенека)
Польза не во многих, но в хороших книгах. (Сенека)
Книги лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности. (Сенека)
Бестселлер - это позолоченная гробница посредственного дарования. (Л.Смит)
Остерегайтесь человека одной книги. (И.Дизраэли)
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
(М.Монтень)
Если голова и книга приходят в столкновение и слышен звук пустого тела, - всегда ли виновата книга? (Г.Лихтенберг)
Святой человек не имеет своих чувств. Чувства народа становятся его чувством. Доброе он встречает с добротой, с добротой же встречает и злое. Верных он встречает с верою, с такой же верою встречает и неверных.
Святой человек, живя в мире, озабочен своими отношениями к людям. Он чувствует за всех людей, и все люди обращают к нему свои уши и глаза. (Лао-Цзы)
Когда человек ясно узнает место, где он должен остановиться навсегда, то определится и настроение его души. Когда настроение души определится, то прекратится всякое душевное волнение. Когда прекратится душевное волнение, то будет полное спокойствие души, а человек, обладающий ненарушимым душевным спокойствием, будет способен к мыслительной деятельности. Такой человек бывает восприимчив ко всему истинному. (Конфуций)
Как ни старайся, но очень трудно постоянно творить только доброе. Сколько ни сделаешь добра, всегда останется пожелать еще большего. (Конфуций)
Иди и убедись в различии между земными и божественными предметами. В земных только пустой сосуд наполняется, в божественных же – сердца.
Полные сердца хотя уже проникнуты божественным, однако, способны воспринимать новое учение, пустые же сердца глухи к нему. (Талмуд)
Обретенная нами мудрость ценна тогда лишь, когда помогает ближнему одолеть препятствие. Зачем был бы нужен молоток, не будь в мире гвоздей? А если бы даже и были, но молоток ограничивался похвальбой: «Я могу двумя ударами заколотить любой гвоздь», то и в этом случае он был бы бесцелен и бессмыслен. Молоток должен действовать. Вверять себя руке Хозяина и выполнять свое предназначение. (Пауло Коэльо)
Странно думать, что физические науки могут когда-нибудь быть враждебны религии. Науки, как и все тщеславное, враждебны не только религии, но и истине; истинная же наука не только не враждебна религии, но и прокладывает в горах тропинку для идущих вещать мир. (Джон Рескин)
Не думайте, что когда-нибудь вам могут повредить усилия проникнуть в веру других людей и, мысленно симпатизировать руководящим принципам их жизни. Только этим путем вы можете справедливо любить, сожалеть и оценить их. (Джон Рескин)
Как только человек научится в и д е т ь, он окажется один в мире, где есть только глупость. Твои поступки, точно также, как поступки других людей, в общем кажется важными для тебя, потому что ты научился думать, что они важны. Мы выучиваемся думать обо всем, и затем приучаем наши глаза видеть так, как мы думаем о вещах, на которые смотрим. Мы смотрим на себя, уже думая, что мы важны. И так оказывается, что мы чувствуем себя важными. Но тогда, когда человек научится в и д е т ь, он поймет, что он не может больше думать о вещах, на которые смотрит; а если он не может думать о вещах, на которые смотрит, то все становится неважным. (Карлос Кастанеда)
Сомнение и связанный с ним выбор — это две силы, заставляющие звучать струны наших чувств. Запомни, что важна только гармония этого звучания. (Марк Леви)
Это очень долгое дело – менять принципы, и никогда не знаешь, изменились ли они уже, пока не почувствуешь, что что-то устоявшееся и правильное перестало быть таковым. (Ричард Бах)
Есть три рода плохих привычек, которыми мы пользуемся вновь и вновь, когда встречаемся с необычными жизненными ситуациями.
Во-первых, мы можем отрицать то, что происходит или произошло, и чувствовать, что этого как бы вообще никогда не было. Это путь фанатика.
Второе - мы можем все принимать за чистую монету, как будто мы знаем, что происходит. Это путь набожного человека.
Третье - мы можем приходить в замешательство перед событием, потому что мы и не можем его отбросить, и не можем чистосердечно принять. Это путь дурака.
Твой путь - есть четвертый: правильный - путь воина. Воин действует так, как если бы никогда и ничего не случалось, потому что он ни во что не верит. И однако же, он принимает все за чистую монету. Он принимает, не принимая, и отбрасывает, не отбрасывая. Он никогда не чувствует себя знающим и в то же время он никогда себя не чувствует так, как если бы никогда ничего не случалось. Он действует так, как будто он в полном контроле, даже хотя у него может быть сердце ушло в пятки. Если действуешь таким образом, то замешательство рассеивается.
(Карлос Кастанеда)
Понимание приходит к тебе со скоростью света, но не спеши формулировать его даже для самого себя – это стоит делать только шаг за шагом.
Иногда самое разумное – помалкивать о том, что знаешь. (Ричард Бах)
Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, – таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота – жить разумно в мирном общении с людьми. (Марк Аврелий)
Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать наше разумение, и оно осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем зло. (Паскаль)
Никто никем не может манипулировать. Оба сознают, что делают, даже если потом один из них будет жаловаться, что его использовали. (Пауло Коэльо)
Каждая проблема таит в себе бесценный дар.
И ты создаешь себе проблемы - ведь эти дары тебе крайне необходимы.
(Ричард Бах)