@shpori
SHPORI
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 19 декабря 2012 года

Персональный блог SHPORI — Это просто Вьюи блог

Педагогика как наука. Предмет, задачи, функции педагогики. Система педагогических знаний.
Возникновение и развитие педагогики обусловлено объективными потребностями общества, подготовке подрастающего поколения в жизни, накапливая опыт трудовой деятельности, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передать этот опыт и знание последующим поколениям. Таким образом, воспитание превратилось в объективную потребность общества и стало предпосылкой его развития.
В первобытном обществе отдельно от процесса воспитания детей не существовало. Дети воспитывались в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми. Процесс воспитания не выделялся в особую общественную функцию. В поэмах Гомера Илиада или Одиссея IX век до н.э. показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих произведениях встречается термин «воспитание». Позднее в древней Греции возникают первые учебные заведения, появляется профессия педагог, то есть воспитание выделяется в особую общественную функцию. ЦифИрные школы, примерно VI век до н.э.
Наука педагогика выделилась с появлением первых школ.
Педагог – в переводе с греческого – детоводитель. Пайдос, пейдос - ребенок, гогос – водить. В древней Греции педагогом называли раба, сопровождавшего ребенка в школу. Постепенно слово педагогика стала употребляться в более широком смысле как искусство вести ребенка по жизни. Со временем накопленные знания привели к возникновению науки педагогики.
Педагогика – наука об обучении и воспитании. Главной задачей педагогики является накопление и систематизация знаний об обучении и воспитании человека. История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке. Педагогика познает причины и следствия, различных образом организованных процессов обучения, воспитания, образования, а также указывает в педагогической практике наилучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Объектом педагогики как науки является человек.
Предметом является процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения и воспитания.

Любая наука оперирует определенной системой категорий.
Педагогические категории – это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.
1 категория – обучение. Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс по передаче и усвоению знаний, умений, навыков.
2 категория Воспитание – это целенаправленный и специально организованный процесс по формированию желаемых качеств личности. Воспитание происходит в следующих направлениях: эстетическое, духовно-нравственное, физическое, интеллектуальное, патриотическое.
3 категория Развитие

21.10.11
Развитие
– это процесс качественных и количественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.
Развитие происходит по 3 направлениям: биологическое, психическое и социальное. Обучение и воспитание являются внешними факторами, влияющими на развитие личности.
4 Категория Образование.
Образование понимается как:
1). Процесс и результат обучения и воспитания человека
2). Образование как система.
Мишель Монтень отмечал, что образование – ничто без воспитания, ибо к чему наука, если нет разума.
В законе об образовании категория образование – определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
На протяжении веков оформились различные образовательные и воспитательные учреждения, к ним относятся: ясли, детский сад, школы, училища, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования - школы искусств.
Вывод: система категорий в педагогике устроена так, что позволяет изучать все педагогические процессы, и позволяет в купе с процессом социализации создать полноценную личность.

Личность как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы ее развития.

Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. В педагогике рассматривается вопрос о взаимоотношении процессов развития личности и воспитания.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке под влиянием внешних и внутренних факторов.
Существует 2 точки зрения на процесс развития:
1). Биологизаторская – рассматривает процесс развития как запрограммированное созревание, определенное генетикой.
2). Социологизаторская – развитие определяется социальным происхождением и принадлежностью к определенной социальной группе.
На сегодняшний день считается, что процесс и результат развития человека обусловлен тремя факторами:
- наследственность
- среда
- воспитание.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных качеств, которые характеризуют его общественную сущность.
Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся: сознание, привычки, речь, психические процессы – мышление… все это делает человека общественным существом.

11.11.11
Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.


Воспитательный процесс носит целенаправленный характер.
Цели воспитания провозглашаются обществом. В мировой педагогической практике давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником политических обстоятельств.
Воспитание должно базироваться на постоянных ценностях, а именно, на принципах гуманизма. Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом своей деятельности, т.е. свободным, но и в то же время ответственным за все, происходящее с ним. В воспитательном процессе должны реализовываться общечеловеческие ценности:
1. Ценности для всего общества, а не для отдельной группы людей или партии (вежливость, честность, ответственность
2. Деидеологизация, т.е. отказ от убеждений какой-то определенной социальной силы.
3. Акцент на духовно-правовое интеллектуальное и эстетическое развитие личности.
4. Общечеловеческие ценности, т. е. ценности, которые носят абсолютный характер (семья, свобода, справедливость, здоровье, любовь).
В связи с вышесказанным можно определить цели учебно-воспитательного процесса. В гуманистическом подходе – это создание предпосылок для самореализации личности, а также удовлетворения ее потребностей. Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлениям общества об идеале человеческой личности. Сегодня идея всестороннего развития личности признается в качестве высшей цели воспитания. Однако ни одна страна не может похвастаться полной реализацией этой цели.
В любом обществе существует 2 педагогических идеала личности: высокий, широкорекламируемый, но недостижимый оринтир. К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе. Второй – приземленный реальный идеал.
Если ранее в учебно-воспитательном процессе главная роль отводилась содержанию процесса, то с начала 70-х гг. главная роль отводится цели.

Конкретная цель – это уточненные представления о желаемых изменениях учащихся. Конкретные цели должны быть тщательно и четко сформулированы. Конкретные цели ставятся для достижения общих целей.

Цель:
Выздороветь
Не выходить из дома
Проделывать процедуры

К главным характеристикам конкретной цели относятся:
- конечность
- определенность (формулировки)
- технологичность
- краткосрочность.

3.12
Структура процесса обучения.

Структуру процесса обучения составляют:
цель, преподаватель, учащиеся и содержание обучения.
Цель - это социальный заказ, то есть объем и соответствующие качества знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся.
Цели учебного процесса, содержание материала, структуру знаний и методы учебной деятельности определяет преподаватель. Он же организует процесс обучения, создавая для этого благоприятные условия.
Благоприятные условия создаются для того, чтобы учащийся успешно достиг цели по овладению зун. Т.о., педагог руководит процессом обучения.
Учащийся, или ребенок должен быть заинтересован в учении и проявлять свою активность.
В этом смысле преподаватель и ученик стремятся к сотрудничеству.
Т.о. содержание процесса обучения, цель, деятельность преподавателя и учащихся составляют сущность процесса обучения. Выступая как важнейший фактор развития личности, обучение органически переплетается с воспитанием личности.

Социализация личности.
Представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого этот социальный опыт преобразуется в собственные ценностные ориентации и избирательно проявляется в поведении.
Нормы поведения, морали и убеждения человека определяются теми стандартами, которые приняты в данном обществе.
Термин социализации соответствует концепции, согласно которой, человек изначально асоциален, и его социальность сводится к потребности в общении. В этом смысле социальность - это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, которая владеет принятыми в обществе нормами поведения. Понятие социальность не заменяет терминов обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации.
1. Первичная социализация (стадия адаптации) - от рождения до подросткового возраста. Ребенок усваивает социальный опыт не критически, подражает, приспосабливается.
2. Стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других. Критическое отношение к общественным нормам поведения. И в этой стадии первый период - подростковый возраст, это промежуточная социализация, характеризуется неустойчивостью мировоззрения и характера. Второй - юношеский возраст (до 23 лет) - характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые черты личности.
3. Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются обществом и группой. Если качества не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей идентичности, непохожести, при этом проявление агрессии к окружающим.
- изменение себя, стремление стать как все,
- конформизм, внешнее соглашательство, или адаптация
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и активно воздействует на среду.
5. После трудовая стадия социализации (пожилой возраст) - накопленный социальный опыт передается последующим поколениям.
Различия в социализации детей и взрослых.
Социализация - это процесс, который никогда не заканчивается, наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве, но в зрелом и пожилом возрасте она продолжается.
Орвиль Брим - бельгийский ученый, выделил различия между социализацией детей и взрослых:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, а социализация детей в изменении базовых ценностей.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети только их усваивают. Высокая ответственность взрослых.
3. Социализация взрослых предполагает, что между черным и белым существует множество оттенков серого. Социализация детей основывается на полном повиновением взрослым и выполнении определенных правил. Взрослый приспосабливается к множеству разных ролей, устанавливает приоритеты в сложных условиях, требующих использование таких категорий как более хорошо и менее плохо. Взрослые не всегда соглашаются со своими родителями, но в то же время требуют повиновения от своих детей.
4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками, социализация детей формирует главным образом, мотивацию к их поведению.
Ресоциализация - это процесс усвоения новых ценностей, ролей и навыков поведения взамен устаревших.

13.02.12.
Активные методы обучения.

АМО – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе обучения.
Активное обучение предполагает использование методов, которые направлены на самостоятельное владение ЗУН, а не готовое их изложение.
Для активизации познавательной деятельности используются и традиционные методы и обучения с применением таких приёмов как постановка вопроса при изложении материала (как вы думаете?). Включение в теоретический материал отдельных практических упражнений или ситуационных задач. Или использование наглядных и технических средств.
Появление и развитие АМО обусловлено возникающим перед процессами обучения, суть которых не только в том, чтобы дать учащимся знания, но и обеспечить формирование познавательных интересов, способностей и навыков самостоятельного умственного труда.
АМО – могут быть использованы на разных этапах учебного процесса, в зависимости от направления они могут способствовать:
1) Формированию системы знаний (теоретические).
2) Овладению умениями и навыками (практические).
Исходя из этого АМО делится на:
- имитационные – предполагают обучение.
- неимитационные – предполагают профессиональные умения и навыки и связаны с моделированием профессиональной деятельности.
В свою очередь они делятся на:
-) игровые – имитация на тренажере, разыгрывание ролей, ролевая или деловая игра.
-) неигровые – искусственно созданная ситуационная среда.
Анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач. Различные действия по решению (лабораторной практической работы) и выполнение различной работы индивидуальных знаний (практика).
Размышление (умственная деятельность).

2. Проблемная лекция.
Эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа (сочинение например комбинаций).
Конечно, нельзя перевести весь процесс обучения только на активные методы используются и традиционные. При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать АМО там, где наиболее ярко может проявиться творческое мышление познавательные способности и жизненный опыт.
Если рассматривать периодизацию психического развития личности, то необходимо отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Однако, игровые методы целесообразно использовать во всех возрастах, только в каждом из них она будет иметь свои особенности.
Цели педагогической игры:
1). Обучающая (дидактичкская). Направлена на расширение кругозора, формирование трудовых навыков, коммуникативных умений и т.д.
2). Воспитательная (направлена на формирование самостоятельности, сотрудничества, воли, коллективизма, обязательности и т.д.) Коммуникация – умение разговаривать, общительность.
3). Развивающая – направлена на развитие психических функций, которые развиваются в процессе игры (внимание, мышление, память, воображение, рефлексия – это умение анализировать свои чувства и мысли, способности, эмпатия – умение чувствовать другого человека, переживание чувств. Мотивация обучения – т.е. если хочется учиться – учись.
4). Социализирующая (приобщение к нормам общества и профессиональной деятельности).

Вывод: АМО – это важные методы, которые побуждают к активной мыслительной деятельности в процессе обучения, причем обеспечивая формирование познавательных интересов и навыков самостоятельного труда как теоретического и практического.

20.02.12
Специфика педагогической деятельности.

Профессия педагог относится к числу наиболее древних и ранее появившихся. Возникновение педагогической профессии обусловлено объективными основаниями, общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему вынуждено было бы начинать все с начала, без творческого освоения и использования накопленного опыта. Мы знаем, что испокон веков педагогами становились самые опытные и уважаемые в обществе люди. В Древнем Египте это были жрецы, а в Др. Риме государственные чиновники. В русском языке слово учитель не использовалось, а существовало слово «воспитатель», функции которого сводились к тому, чтобы следить и принимать ответственность за условия жизни и развития другого человека. Слово «учитель» появилось позже для обозначения людей, занимающихся специально передачей знаний. А такая деятельность стала называться обучением.
Педагог выполняет следующие функции:
1. Обучающая
2. Воспитательная
3. Развивающая.
Реализация этих функций требует от педагога необходимой профессиональной компетенции.
Профессиональная компетенция
– это совокупность профессиональных информационных, коммуникативных и личностных качеств педагога, которые позволяют достигать качественных результатов обучения и воспитания (информационные качества – это знания, которыми сейчас обладает человек, и как часто она обновляется).
Достижение проф. компетенции происходит в 3-х сферах:
1). Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу культуры и опыта от старшего поколения к младшему, создание условий для личностного развития учащихся и подготовка к жизни в обществе. Педагогическая деятельность включает следующие уровни:
1 уровень - теоретическая готовность – включает профессиональные ЗУН, аналитические умения, умение предвидеть результат педагогической деятельности и возможные отклонения от цели (это прогностическая функция). Умение планировать деятельность, формы и методы, распределять время, разрабатывать систему оценки и контроля, самоанализ и самоконтроль/самооценка.
2 уровень – практическая готовность (организаторские и коммуникативные компоненты). Включает умение ясно и четко излагать материал, формулировать вопросы, использовать технические средства, умение создавать проблемные ситуации, создавать условия для самовыражения, умение формировать интерес к обучению (мотивацию), коммуникативные умения (умение понимать другого, устанавливать психологический контакт и создавать благоприятный социально-психологический климат).
3 уровень – гуманистическая позиция.
2). Педагогическое общение
3). Личностное развитие педагога.
Когда педагог приобретает достаточный педагогический опыт, он может перейти на уровень педагогического творчества.
Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Оно может проявляться в используемых методах и формах подачи учебного материала в организаторском и коммуникативном компонентах в работе педагога над собственной личностью.
Вывод: специфика педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы иметь большой багаж знаний, но и постоянно обновлять имеющуюся информацию, уметь ее преподнести; кроме того педагог должен обладать психологическим чутьем, чтобы увидеть в детях личностные особенности и дать им проявить положительные и скорректировать негативные.

27.02.12
Классификация средств обучения.


Средства обучения
– это орудие деятельности преподавателя и учащихся, представляющие собой материальные и нематериальные (идеальные) объекты, которые включаются в образовательный процесс в качестве носителя информации и инструментов деятельности. Средства обучения наряду со словами преподавателя или учителя является важным инструментом образовательного процесса и элементов материально технической балзы любого образовательного учреждения средством обучения оказывает большое влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса:
- цель
- содержание
- методы и формы
Общепринятая современная технология
подразделятся на следующие виды:
1. Печатная (учебники, учебные пособия, хрестоматия, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы (карточки и т.д.) наглядный материал).
2. Электронные издания (электронно-образовательные ресурсы – это мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы (различные порталы учебного заведения и т.д.)
3. Аудиовизуальные (слайды, фильмы и т.д., презентация)
4. Наглядные плоскостные (карты, плакаты, магнитные доски, карточки)
5. Демонстрационные (макеты, муляжи, скелеты)
6. Учебные приборы (Микроскопы, компасы, барометры и т.д.)
7. Тренажеры и спортивное оборудование (различные снаряды, спортивное оборудование и т.д.)
8. Учебная техника (трактора, авто, профессиональные навыки и т.д.)

Питкасистый предлагает иной подход к классификации средств обучения. Он также делит их на материальные и идеальные и выделяет 3 группы:
1. Объемные пособия - модели, коллекции, приборы и т.д.
2. Печатные пособия – книги, учебники, картины, плакаты, графики, таблицы и т.д.
3. Проекционный материал – слайды, кинофильмы, фильмы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Термином «мультимедия» (с англ. многосредность) определяется информационная технология, основным средством использования является компьютер. Мультимедийная технология позволяет обеспечить синтез звука, текста, графики и видео.
При выборе средств обучения необходимо учитывать:
1. Возрастные психологические особенности.
2. Гармоничное сочетание разнообразных средств обучения – традиционных и современных, с целью комплексного воздействия на сознание, эмоции и поведение ребенка.
При выборе средств нужно ориентироваться на принципы дидактики (природосообразности, наглядности, научности, последовательности и т.д.)
Выбираемые средства обучения должны способствовать сотворчеству педагога и учащихся.
При выборе средств обучения должны быть установлены приоритеты безопасности.
Развитие средств обучения в современных образовательных учреждениях определяется общим уровнем развития учебной техники.
Появление интерактивных досок, кодоскоп (графопроектооров), компьютерной техники, развитие сети интернет изменило общие требования к разработке средств обучения и их использованию в образовательном процессе. Сегодня при подготовке рабочей программы по предмету педагог обязательно должен использовать современные средства обучения, например, электронные образовательные ресурсы, видеофильмы.
Т.о. для более эффективного образовательного процесса необходимо использовать средства обучения как традиционные, так и современные. При выборе средств обучения нужно опираться на комплексность восприятия информации учащимися.

05.03.12
Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе.


Метод воспитания
– это способ действия педагога, он может воздействовать на ребенка, а также противодействовать, содействовать, взаимодействовать, во всех случаях методы, выбираемые педагогом будут зависеть от цели.
Метод воспитания – это модель организации взаимной деятельности педагога и ребенка с целью формирования у ребенка ценностного отношения к миру и к самому себе.
Воспитательная система должна влиять на сознание, волю, чувства и эмоции ребенка.
1. При оказании влияния преимущественно на сознание, педагог использует метод убеждения (метод формирования сознания). При этом педагоги используют:
- убеждение
- аргументацию
- высказывает мнение,
- сообщает о личном самочувствии и отношении
- сообщает об общепринятом в культуре,
- раскрывает внутренний смысл происходящего
- организует диалог
- провоцирует дискуссию
- советует, рекомендует.
2. При оказании влияния преимущественно на волю педагог использует метод упражнения (метод организации практической деятельности, т.е.) это такого рода воздействие, которые обеспечивает реальные практические действия ребенка. В поступке соединяются внутренние и внешние отношения, при этом, чтобы совершить поступок ребенок должен владеть некой внешней формой или образцом (поведенческий шаблон). Этот метод реализуется следующим образом:
- примером педагога
- просьбой в адрес ребенка сделать что-либо
- просьбой что-то переделать, изменив характер действий
- использование приказа/инструкции в контексте совместной деятельности
- использование специального тренинга, отрабатывающего поведенческие навыки.
- приказом к действию в особых случаях (экстремальные ситуации, либо когда кого-то оскорбляют.

12.03.12
Основные положения педагогики сотрудничества.

Это направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Автор этих положений Шалва Амонашвили, Иван Волков, Виктор Шаталов и др. Все авторы разработали оригинальные концепции воспитания и обучения.
Основные положения педагогики сотрудничества:
1. Отношение к обучению как к творческому взаимодействию педагога и ученика.
2. Обучение без принуждения (умение мотивировать учащихся и внутренняя мотивация самих учащихся).
3. Идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в ее достижении).
4. Идея крупных блоков (объединение нескольких тем в крупный блок).

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому предложенные концепции вызвали большую палемику.
Педагогика сотрудничества (ПС) дала импульс творческой деятельности многих педагогов и инициировала деятельность новых авторских школ.
Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли педагога. Роль педагога состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Педагог в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ребенка учиться. По мнению Штайнера школа должна быть ориентирована на потребности и проблемы конкретных детей. В школе ребенок должен не только учиться, но и жить полной жизнью, т.е. должны удовлетворяться потребности ребенка (побегать после 40-минутного сидячего урока с интеллектуальной нагрузкой).
Подлинное общественное предназначение учебного заведения – быть мощным фактором развития общества и культуры.
Сотрудничество – это совместная работа равных, следовательно, сотрудника нельзя заставить отвечать, или вызывать к доске, тем более сотрудника нельзя оценивать.

02.04.12
Примеры педагогики сотрудничества (ПС).

1. Технология индивидуального обучения.
2. Технология развивающего обучения (вообще примеров педагогики сотрудничества много, но мы приведем 2 примера).
Существуя в рамках классной урочной системы каждое учебное заведение работает по учебному плану.
Технология индивидуального обучения должна быть направлена на развитие ребенка в рамках классно-урочной системы обучения с учетом его потребностей и возможностей.
Формы такой работы могут быть разнообразными – это и индивидуальные задания (рефераты, исследования, практические задания, могут быть проекты, работа в парах, работа в группе, может быть метод погружения).
При работе с использованием индивидуального обучения от педагога не зависит темп работы ученика, уровень сложности, время написания работы и сдача экзамена. Все это выбирает сам ученик. Педагог ставит оценку, но оценки ставятся за выбранный самим учеником объем работы. На таких уроках педагог становится помощником ученика и помогает преодолевать трудности, возникающие при самостоятельном изучении материала. Педагог ориентируется на индивидуальные особенности ребенка, должна быть создана благоприятная эмоциональная атмосфера, чтобы ребенок не боялся обращаться за помощью к педагогу и одноклассникам/однокурсникам.
Система развивающего обучения Льва Занкова.

Центральным моментом данной технологии является живое общение между педагогом и учениками, так как именно характер взаимоотношений между участниками процесса определяет его результативность. В таком общении складывается гибкость мышления, преодолевается инертность и стереотипы, что необходимо для ориентации человека в современном, быстро меняющемся мире. Система Занкова формирует творческую критичную самостоятельную в мыслях и действиях личность. Чтобы эффективно организовать обучение, участники процесса должны уважительно относиться друг к другу, иметь право высказывать свою точку зрения без страха быть осмеянными, научиться отстаивать свою точку зрения. Педагог учит слушать своих одноклассников, а не только педагога.

09.04.12
Стратегии образования детей с ограниченными возможностями.

Уже не первое 10-летие мировое общество ведет дискуссию о необходимости введения новых форм образования для телетй из разных групп и социальных слоев, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.
Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различные учебные заведения трансформируются под влиянием реформ и экономических изменений. При этом приоритетом становится вопрос о социальных ценностях. Для полноценного развития ребенку с ограниченными возможностями нужны разнообразные социальные контакты. Он должен накапливать личный социальный опыт и развивать свою социальную компетентность.
Конституция РФ предоставляет право на образование каждому человеку. В 1993 году ООН (Организация объединенных наций) приняла концепцию интегрированного образования, в основе которой лежит принцип гуманности.
В мировой образовательной практике в отношении детей с ограниченными возможностями применяются такие подходы как десегрегация школ, мейнстриминг, интеграция, инклюзия.
Десегрегация образования означает отказ от политики и законов, разделяющих людей/детей по какому-либо признаку. Движение за десегрегацию школ возникло в США в 60-х годах прошлого века как протест против разделения по расовому признаку.
Одной из самых распространенных стратегий в мире является мейнстринг – когда дети с ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках и в различных досуговых программах. Если же такие дети включаются в классы массовой школы, то не для достижения образовательных целей, а для расширения социальных контактов.
Стратегия интеграции предполагает предоставление ребенку с ограниченными возможностями права участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне со здоровыми членами общества. В образовании интеграция обозначает предоставление минимально ограничивающей альтернативы для детей с ограниченными возможностями.
Инклюзия – создание материальной и психологической безборьерной среды.

Направления развития личности – физическое, психическое, социальное.
Три фактора – генетика, воспитание, …

23.04.12
Управление детским коллективом.
Стадии становления детского коллектива.


Исследования в области педагогики коллектива имеют в нашей стране давние традиции.
Одним из основоположников теории коллектива является Антон Семенович Макаренко. Исследования Макаренко и его последователей привели к возникновению современной концепции детского коллектива.
Детский коллектив – это явление социально-педагогическое, которое возникает и развивается в рамках воспитательного учреждения (детские сады, школы, ВУЗы, Колледж).
С одной стороны детский коллектив развивается под воздействием педагогов, с другой стороны – по законам развития коллектива как социально-психологической общности.
Для педагогов детский коллектив является объектом их воспитательной работы, которая определяется в соответствии с целью. В детском коллективе педагог реализует следующие функции:
- обучающая
- воспитательная
- развивающая
- организационная.

Для детей коллектив является средой их жизнедеятельности, которая необходима для самовыражения и самореализации личности.
Любому детскому коллективу свойственна определенная система отношений, в которой дети осуществляют совместную деятельность и межличностное общение.

В своем развитии детский коллектив проходит 3 стадии.
1. Стадия коллективообразования.
2. Коллектив выступает как инструмент массового развития детей.
3. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого ребенка.

Становление и развитие детского коллектива – это процесс не стихийный, а управляемый.
Стиль и методы руководства детским коллективом должны отличаться от приемов руководства коллективом взрослых людей, так как в качестве основной задачи ставится задача обучения и воспитания у детей умения и навыков группового взаимодействия.

SHPORI

Самые популярные посты

3

ПЕДАГОГИКА

Педагогика как наука. Предмет, задачи, функции педагогики. Система педагогических знаний. Возникновение и развитие педагогики обусловле...