20 января 2011 года в20.01.2011 18:21 8 0 10 1

Ответы к философии

15. Концепция дврй-и истины. Суть учения: есть истина философии и есть истина религии. Истина философии – это истина разума, а истина религии – не истина философская, потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для житейских нужд, ибо язык веры – это язык притч и морали. Поэтому концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии. Философия, таким образом, полностью отделяется от религии, не занимающейся истиной. Космологическое доказательство бытия Божия одно из самых древних и в простой наглядной форме нередко встречается в Священном Писании, часто указывает на творение как на очевидное свидетельство о бытии Творца мира.Космологическое доказательство обычно опирается на два логических закона: закон причинности и закон достаточного основания. Первый требует признания первопричины мира, а второй утверждает, что ничто, кроме высочайшей премирной причины, не может быть признано на достаточном основании истинною первопричиною мира.Это доказательство было предметом критики Канта и многих других философов. Главное возражение против этого доказательства сводилось к тому, что у нас нет достаточного основания искать причину мира явлений в ином, сверхчувственном мире, может быть, закон причинности действителен только в мире явлений. Затем, по мнению Канта, нет также достаточного основания отрицать возможность самобытности мира явлений.Современная физика категорически отрицает возможность самобытности мира явлений и тем самым вновь реабилитирует в достаточной степени космологическое доказательство. Что же касается вопроса о причинности, то если нет безусловной необходимости признавать ее действующей в сверхчувственном мире, то нет никакой безусловной необходимости и отрицать ее там.Некоторые исследователи указывали, что космологическое доказательство не доказывает личного Бога. Космологическое доказательство на это и не претендует. Оно утверждает только, что есть достаточные основания к признанию премирной высшей творческой силы, от которой зависит происхождение мира, и что эта сила имеет реальное бытие. Онтологическое и нравственное доказательства бытия Божия называются внутренними доказательствами, т. к. заимствуются из нашего внутреннего опыта, в отличие от внешних, т. е. заимствованных из внешнего опыта, доказательств космологического и телеологического.Значение внутренних доказательств чрезвычайно важно, так как без них не имели бы силы доказательства внешние. Онтологическое доказательство бытия Божия впервые было сформулировано в XI веке западным ученым богословом архиепископом Ансельмом Кентерберийским. Автор этого доказательства считает его не плодом своего ума, а полученным при помощи высшего вдохновения. Основная мысль этого доказательства заключается в том, что в присущей нам идее высшего, всесовершенного и бесконечного существа необходимо включается и идея о реальности этого существа, ибо всесовершенное не может быть не реальным!онтологическое доказательство может быть окончательно сформулировано так: из того, что в духе человеческом существует идея о существе, которое с полнотой совершенств соединяет и реальное бытие, необходимо следует, что существо это должно существовать не в уме только, но и на самом деле.

16. Ф.Бэкон. Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель.Суть основной философской идеи Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила». Индукция как главный метод эмпирического познания. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер.Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.Три пути познания Бэкона.Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:«путь паука»;«путь муравья»;«путь пчелы».«Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем.«Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). «Путь пчелы», - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.Препятствия на пути познания («призраки» ;). Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. призраки рода;призраки пещеры;призраки рынка;призраки театра.Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры.Во втором случае речь идет о влиянии личности конкретного человека на процесс познания. В итоге личность человека отражается в конечном результате познания.Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии.при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знания».

17. Р. Декарт. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:обосновал ведущую роль разума в познании;выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма.То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;мыслить может реально существующий человек;следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую»Учение Декарта о субстанции.Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:материальные (вещи); духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:протяжение – для материальных;мышление – для духовных.Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Учение о «врожденных идеях» и цели философии.Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.Данные идеи могут быть двух видов:понятия;суждения.Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;изобретение новых технических средств;усовершенствование природы человека.В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

18. Специфика и ф-мы чувств-го и рацио-го позн-я. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность; - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления.Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств.наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. Говоря о чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности. Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.Интуиция —определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что:интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию;интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.Эмпири́зм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального.В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Как теоретическое направление рассматривающее процессы мышления и познания, которое в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт. А в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного. Но единичное можно понимать как:1. субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте;2. восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.Сенсуализм— направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.философы-сенсуалисты:Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов. Джон Локк.Рационали́зм— метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.Иррационали́зм — обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п.

19. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.Эмпиризм, эмпиристы (например, Локк, Гоббс,) , наоборот, отрицают существование каких бы то ни было идей до приобретения человеком, человечеством, личного или общественного опыта и взаимообщения. Они утверждают и доказывают, что все идеи проникают в сознание человека через научение, ведущее место в котором имеет или личный опыт, или же обобщение опыта других, опыта всего человечества. Этот опыт изначально доходит до сознания человека через его чувств и восприятия. Социальная философия Локка — одна из первых концепций буржуазного либерализма. Локк отстаивал идею религиозной веротерпимости, был сторонником конституционной парламентской монархии, теорий естественного права и общественного договора. Он поддерживал идею разделения законодательной и исполнительной власти. Государство, с точки зрения Локка, обладает правом издавать законы, заставлять их исполнять и следить за этим исполнением. Пределы власти государства вытекают из тех прав граждан, для защиты которых оно было создано. Поэтому граждане сохраняют за собой право восставать против государственной власти, если она будет действовать наперекор своим изначальным целям. Правители должны быть ответственны перед народом. сенсуализм Локка стал основой и для материалистической, и для идеалистической концепции мира и познания — все зависело от того, как его интерпретировать и развивать дальше.

20. Немецкая класс. Фил-я. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе» ;); ыдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;формулировал моральный закон («категорический императив» ;). Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ.Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения: <все тела имеют протяжение>. В этом суждении предикат-понятие <имеют протяжения> - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии <тела> - в субъекте суждения. Рассматривая понятие <тело>, мы находим среди прочих его признаков признак <имеет протяжение>. Признак этот логически выводится из субъекта - из понятия о теле. Но есть суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими.Чувственность - способность ощущений, рассудок - способность понятий исуждений, разум - способность умозаключений, доходящих до <идей>. <Идеи> -понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений.

21. Основные подходы к проблеме сознания в фил-и. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: Головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания;Образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;Сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Тем не менее, физикализм широко распространен. Его ответвлениями являются:1.«теория тождества» - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); 2. теория «элиминации» - пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и не научное;3. теория вульгарных материалистов. Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение.Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: объективный идеализм — признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

MRSINFINITY — Это просто Вьюи блог

8

Ответы к философии

31-32. Биологизаторские 32 (социологизаторские) В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественны...

8

22. русская фил-я. Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политиче...

8

Ответы к философии

15. Концепция дврй-и истины. Суть учения: есть истина философии и есть истина религии. Истина философии – это истина разума, а исти...

9

Ответы к философии

8. Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования ...

8

Ответы к философии

1.Фил-я как форма духовной культуры. Ее…Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фунд...

9

ох уж мне эта сессия… в субботу последний экзамен…и всёё.. а в понедельник в иксыы..