20 января 2011 года в20.01.2011 18:15 3 0 10 1

Ответы к философии

1.Фил-я как форма духовной культуры. Ее…Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория[4] или наука[5], одна из форм мировоззрения[1], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания[2]. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. 2. Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости. Впервые этот термин был употреблен древнегре­ческим философом Пифагором в V в. до н.э.Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?».Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях». Человек изначально обладал любознательностью. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры, прежде всего, своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека.В разное время различные мыслители пытались приблизить или даже отождествить философию с какой-нибудь другой формой духовной культуры, объявляя, что сама по себе она существовать не может. То ее полагали служанкой религии, то рассматривали как одну из наук, то сближали с искусством. Однако философия, в конечном итоге, остается самой собой и, будучи тесно связанной с наукой, религией и искусством, является все же самостоятельной формой духовной культуры и не сводится ни к одной из других ее форм.

2. Фил-я в структуре мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно. Для выявления сущности миро­воззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уров­нях мировоззрения — мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень — мировосприятие). Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из жи­вотного мира.исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология). Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ. При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противо­речий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ри­туалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драмати­ческими моментами существования. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в трудно­доступных местах (небо, подземное царство и пр.). Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, бо­лее совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.Примеры со­временных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная ис­ключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр. Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абст­рактный уровень.В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуали­стично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Еще одна специфичная ее черта — вера в существование Бога (или богов). Он создает мир из ничего и явля­ется гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека. Бог — пре­дельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика и непознаваемая. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содер­жит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Перво­бытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения. Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре. Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Философия возникает в VII — V вв. до н.э. этого процесса — развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формирова­нии философии участвуют и обыденный опыт, и здравый смысл, и социаль­ные процессы.Если основой мифологии является образ, основой рели­гии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкоснове­ния и об­щие черты. Обычно подчеркивается рационализированный и систе­матизиро­ванный характер философского мышления, стремление к логиче­ской доказа­тельности и аргументированности.Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плю­рализм. В история научного сообщества бывают периоды, когда конку­риру­ют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным вы­водам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипе­дов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, ло­гически не совместимые друг с другом. История философии - это история не­скончаемых дискуссий.

3. Основной вопрос философии. Ф-мы материализма и идеал-а. Философия — теоретически оформленное, системно-рациональное ми­ровоззрение. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Онтологическую сторону основного вопроса философиипредставляют:материализм;идеализм;дуализм. Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:- материя реально существует;- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;- сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; Эпикур; Локк; Спиноза;Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. Идеализм – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм). Согласно концепции объективного идеализма:реально существует только идея;идея первична;большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.Монизм (греч. один, единственный) - философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность М.- дуализм.

4. Категории диалектики. Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.
___Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.
___В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего.
___Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; Общее понятие законов диалектики. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:охватывают все сферы окружающей действительности;раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики:динства и борьбы противоположностей;переход количества в качество;отрицания отрицания; Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.Можно также выделить различные виды борьбы:борьба, приносящая выгоду обеим сторонам.борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении); нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.Переход количества в принципиально новое качество может произойти:резко, одномоментно;незаметно, эволюционно. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:законы диалектики;категории;принципы. Главная проблема диалектика – что такое развитие?Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий. Движение также является способом связи в материальном мире.

5. 1) Метафизика.Философское учение о сверхчувственныхпринципах бытия.Она представляет собой философский метод, рассматривающий

явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. 2) Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму. 3) Софистика-учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа. 4) Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов.Например, материи и сознания, бытия и жизни. Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно- стей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях. НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — методологический подход "материальных исследований", сформулированный Адорно в одноименной книге (1966). В рамках этого изложения он, в отличие от предшествующих публикаций, впервые детально и полно изложил суть своей философской концепции. Однако главная трудность для читателя состоит в том, что дихотомия явного содержания и неявного контекста обусловливает наличие в книге двух неравнозначных уровней репрезентации смысла. На первом уровне развертываются рассуждения, касающиеся сути и концептуальных схем различных видов диалектики. Принципиально важно, что диалектика понимается как учение о типах целостности и конституирующих ее взаимосвязей между элементами. Более того, наиболее существенными для Адорно являются именно вопросы о соотношении целого и частей, а также о взаимосвязи общего, особенного и единичного. Релятивизм — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений.


6. Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению атомов. Прежде всего, был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света. При таких условиях масса электрона не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения.Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными - это основной принцип метафизического, механистического материализма.Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи.О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны к взаимным превращениям. На биосферном уровне совр. биология решает глобальные проблемы, напр. определение интенсивности образования свободного кислорода растит, покровом Земли или изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, связанного с деятельностью человека. На биогеоценотическом и биоценотическом уровнях ведущими являются проблемы взаимоотношений организмов в биоценозах, условия, определяющие их численность и продуктивность биоценозов, устойчивость последних и роль влияний человека на сохранение биоценозов и их комплексов. На популяционно-видовом уровне изучают факторы, влияющие на численность популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, динамики генетич. состава популяций, действие факторов микроэволюции и т. д. Для хоз. деятельности человека важны такие проблемы популяционной биологии, как контроль численности видов, наносящих ущерб хозяйству, поддержание оптимальной численности эксплуатируемых и охраняемых популяций. На организменном уровне изучают особь и свойственные ей как целому черты строения, физиол. процессы, в т. ч. дифференцировку, механизмы адаптации (акклимации) и поведения. Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, изучающей строение белков, их функции как ферментов или элементов цитоскелета, роль нуклеиновых к-т в хранении, репликации и реализации генетич. информации, т. е. процессы синтеза ДНК, РНК и белков. На этом уровне достигнуты большие прак-тич. успехи в области биотехнологии и генной инженерии. Разделение живой материи и проблем биологии по уровням организации хотя и отражает объективную реальность, но в то же время является условным, т. к. почти все конкретные задачи биологии касаются одновременно неск. уровней, а нередко и всех сразу.

7. Движение(как способ сущ-я матер-и) – это всеобщий атрибут материи, способ ее существования. Этот вывод имеет двоякое обоснование: философское и эмпирическое. Важнейшие вопросы философской проблемы движения есть вопросы о том, что движется и почему. Решение этих вопросов дает возможность определить мировоззренческую и научную позицию того или иного философа или естествоиспытателя.Религия рассматривает причину движения во вмешательстве "таинственных" духовных сил. Сторонники философского идеализма рассуждают более тонко. В основе всех построений идеализма, направленных на отрицание объективного характера движения, лежит отрыв движения от материи. Представления о том, что движение вносится в материю извне, находится в противоречии с данными естествознания. Представления о начале движения всегда, но особенно с точки зрения обыденного и религиозного сознания, в той или иной форме содержат в себе заключения о его завершении. В естествознании ХIХ века идея о конце движения получила широкое распространение в связи с так называемой теорией тепловой смерти Вселенной. Ее возникновение связано с открытием в это время второго начала термодинамики – закона энтропии, которому физики и философы дали чрезвычайно широкое толкование. При этом и те, и другие для подтверждения своих выводов обращались к реальным фактам. А факты заключаются в том, что, во-первых, теплота переходит от более нагретых тел к менее нагретым, так что температура в любой конечной системе тел стремится к равновесию. И, во-вторых, в том, что превращение теплоты в другие формы энергии затруднено в сравнении с переходом этих форм в тепловую.Научный подход к рассмотрению движения предполагает рассмотрение движения как выражения внутренней активности материи, как ее атрибут. Так как материя структурна, то существование в ней определенного типа материальных систем (неживых, живых, социальных) предполагает взаимодействие как внутреннее в рамках каждой системы, так и внешнее по отношению к каждому объективно существующему объекту той или иной системы. Взаимодействие ведет к изменению свойств, отношений, состояний объектов и систем в целом. Изменение в философском смысле и обозначается понятием движение. Но что более важно, в научно-философском понимании движение материи есть ее самодвижение, так как источник движения находится в самой материи, в ее противоречивости. Противоречивость движения проявляется в том, что всякое движение представляет собой единство устойчивости и изменчивости. тезис научной философии об абсолютности движения как способа существования материи не только не означает отрицания покоя, а, напротив, предполагает, что относительные и временные состояния покоя являются необходимым моментом движения.В рамках диалектического материализма трактовку форм движущейся материи дал Ф. Энгельс. Им выделено пять форм движения. Развивая учение о многообразии форм движения, Энгельс прежде всего предположил, что форма движения материи есть способ существования качественно определенного вида материи. Тем самым Энгельс, во-первых, развивает принцип неразрывной связи материи и движения. Так, движение земных и небесных тел, имеющих массу покоя – механическое движение; движение молекул и частиц эфира – физическое движение; способ существования белковых тел – биологическая форма движения; движение, носителем которого является человек – социальная форма движения материи.Во-вторых, в основу учения о движении Энгельс положил принцип неразрывной связи движения с другими атрибутами материи: пространством, временем, взаимодействием, противоречием.В-третьих, Энгельс обосновал принцип связи и развития форм движения материи. Выявив восходящий ряд развития от низшего к высшему, он устанавливает генетическую связь форм движущейся материи: высшие формы движения исторически развиваются из низших. Значение учения Энгельса о формах движения материи, как всякое философское учение, предстает в двух аспектах: мировоззренческом и методологическом. В мировоззренческом аспекте это учение выступает, во-первых, как научная картина мира, отражающая связь неживой, живой и социальной материи; во-вторых, на основе этого учения возможно аргументировано противостоять механицизму и метафизике абсолютных качеств. Наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука ХХ в. открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира – галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимодействия физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение.

8. Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения. Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи. Представление о самостоятельном и независимом существовании пространства и времени получило всестороннее развитие в концепции И. Ньютона, который выдвинул понятие "абсолютного пространства" и "абсолютного времени". По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, "пустое вместилище событий". Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему.Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна. Эта теория является современной естественно-научной теорией пространства и времени, которая подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.Естественно-научная философия в основу понятий "простран­ство" и "время" кладет принцип структурности материи, ее прерывность. Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого. Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий.Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять.В истории философии существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимос

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

MRSINFINITY — Это просто Вьюи блог

3

Ответы к философии

31-32. Биологизаторские 32 (социологизаторские) В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественны...

3

22. русская фил-я. Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политиче...

3

Ответы к философии

15. Концепция дврй-и истины. Суть учения: есть истина философии и есть истина религии. Истина философии – это истина разума, а исти...

3

Ответы к философии

8. Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования ...

3

Ответы к философии

1.Фил-я как форма духовной культуры. Ее…Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фунд...

3

ох уж мне эта сессия… в субботу последний экзамен…и всёё.. а в понедельник в иксыы..