Тело Кристен Стюарт может рассказать миллион историй. Движущаяся, она покачивается, бросает взгляды, пока говорит, медлит, смотря в сторону, показывая стойкий, комбинаторный ум.
«Слово, которое я всегда использую, чтобы описать её – лисица», говорит Джейк Скотт, который совсем недавно снимал её в фильме «Добро пожаловать к Райли», в котором она сыграла неуправляемого подростка-стриптизёршу, танцующую на коленях у посетителей.
«Похожа на лисицу. Есть что-то в её движениях и в том, что вы находите в её исполнении, похожее отчасти на хитрость».
Другими словами, Стюарт намерена быть осмотрительной, упорной, это более типично для её возрастной группы – ей 20 лет – нежели витать в облаках, и это, возможно, одна из причин, по которой она на голову выше своих сверстников в мощной пирамиде Голливуда и любимица режиссёров.
Скотт услышал о ней от своего друга Шона Пенна, у которого она снималась в роли дочери хиппи-родителей в незабываемом фильме «В диких условиях».
«Шон сказал: «Ты должен увидеть этого ребёнка», вспоминает Скотт. «Она такая энергичная!».
Билл Кондон, который в настоящее время на год с головой ушел в съёмки «Рассвета» - финала в двух частях мощной «Сумеречной Саги», говорит, что «Кристен была на верхних строчках моего списка причин, по которым я взялся за этот фильм».
В одни из осенних выходных в тихой, пригородной части Батон-Руж, Луизиана, город, где расположена съёмочная площадка «Рассвета» (которая находится под большой тайной и усиленной охраной) Стюарт, одетая в джинсы и клетчатую рубашку, кружит по кухне в доме друга, заламывая пальцы, пока говорит. Она нервничает, когда имеет дело со средствами массовой информации – телевизионные интервью, в частности, как она говорит, заставляют её испытывать неловкость, и иногда её обвиняют в том, что она выглядит мрачной и будто обороняющейся во время публичных появлений. Это происходит не в последнюю очередь из-за того, что она редко улыбается.Она старается сделать карьеру немного плохой девчонки.
«Я выбираю вещи, которые слишком амбициозны, и если у меня не получается справиться с ними, то я не хочу их делать», говорит она. Однако, поверхностный вызов и отношение показывают больше страстность и перфекционизм, которые она чувствует к своей работе, и наоборот.
«Если ты вынужден что-то делать, то это абсолютно насыщает тебя», говорит она о хорошей части этого явления, и признается, что ей порой сложно заставить себя притворяться.
Сегодня она расшевелила свои воспоминания о съёмках фильма «На дороге» под руководством режиссера Уолтера Саллеса, поскольку она только что с них вернулась. Уолтер Саллес – бразильский режиссёр фильмов «Дневники мотоциклиста» и «Центральный вокзал».
Она сыграла героиню, образ которой был списан с первой жены Нила Кэссиди – Луан Хендерсон, в фильме она сыграла вместе с Гарретом Хедлундом и Сэмом Райли.
Это был интенсивный импровизационный опыт. «Я не хотела уезжать», говорит она.
Оказаться в Батон-Руж в ближайшем будущем казалось похожим на «возвращение в школу… «Сумерки» - другой «зверь». Крупное производство, в котором всё распланировано до миллисекунды и которое рассчитано на ожидаемую долларовую прибыль, «Рассвет», приводит несколько лет жизни Стюарт к кульминации. Она чувствует значимость надежд, которые возлагаются на неё за игру Беллы Свон: «Она – персонаж, который запал в душу многим людям. Я начала думать о ней намного чаще, чем раньше, потому что всё подходит к концу и это был такой длинный путь. Я хочу только, чтобы поклонники книги были довольны», смеется она. «Больше меня никто не волнует».
Для большей части населения, Стюарт, возможно, возникла на экране только как олицетворение их любимой героини (по последним подсчетам, книги Стефани Майер были проданы в количестве около 100 миллионов копий по всему миру).
Но, несмотря на свою молодость, Стюарт сыграла более чем в 20-ти фильмах, многие из которых независимые и почти все из них выдающиеся, и она справилась с такими ролями, как подросток, подвергшийся изнасилованию и девушка, страдающая неврологическим заболеванием.
Она выросла в долине, будучи дочерью в семье, которая знала все колесики и винтики этой индустрии: её мать – руководит сценариями, её отец – телевизионный продюсер. После того, как её заметили ребёнком в школьной постановке, Стюарт отправилась напрямую в категорию актёров «А», если говорить о её первой настоящей роли в фильме «Безопасность вещей» в 2001 году, который стал экранизацией истории А.М. Хомс, в фильме она сыграла вместе с Гленн Клоуз и Патришией Кларксон. Её второе появление - в фильме «Комната страха», где она сыграла вместе с Джоди Фостер.
«В то время я просто думала, что это забавно», говорит она, благодарная за то, что её карьера началась до появления подростковой неуверенности. «Я не думаю, что я когда-нибудь смогла бы стать актрисой, если бы не начала играть в девять лет. Я была бы последним человеком, который бы встал и сказал: «Я хочу сниматься в фильме».
Некоторые факты о Стюарт: в настоящее время на её тумбочке лежат следующие книги – «Columbine» Дэйва Каллена; книга от автора произведения «В диких условиях» Джона Кракауэра - «Под небесным знаменем», это книга-учение об основах мормонства; и «Анна Каренина».
В её плейлисте – «Shins», «Broken Bells» и Дженни Льюис – певица из Лос-Анджелеса, которая ставит Стюарт в необычное положение, заставляя её испытывать благоговение перед знаменитостью. «Она – единственный человек из тех, кого я встречала, который заставляет меня на некоторое время замереть».
Стюарт также играет на гитаре и волновалась, когда ей предстояло сыграть Джоан Джетт, с которой она познакомилась в работе над фильмом «The Runaways».
Её любимые фильмы: «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса с Джиной Роулэндс в главной роли и «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр.
Она любит Джейн Фонду в фильме «Клют». Её новым хобби стала кулинария, несомненно, началом этому факту стало то, что она живет в весьма изолированном пространстве: «Ты выстраиваешь вокруг себя периметр из людей, которые по-настоящему для тебя важны».
Друзья поддразнивали её за то, что она смотрит «Food Network» [кулинарный канал] с очень сосредоточенным, нахмуренным лицом.
«Я такой придурок».
(Вся сосредоточенность оправдывается. На обед она готовит искусно сделанный и очень вкусный мексиканский суп с тортильями с множеством специй, и сэндвичи со свининой).
Ей нравится быть на мероприятиях, где достаточно маленькое число людей, нежели на больших. Пока она выглядит как обычная молодая девушка. Но с другой стороны, совсем не обычная. Если она видит девушку-подростка, то буквально прячется.
«Нет способа, чтобы красочно рассказать об этом», говорит она. «Я просто не могу пройтись по магазину. И меня беспокоит то, что я не могу часто выходить куда-либо. И я не могу снова стать «какой-нибудь девушкой». Не могу просто быть некоторой девушкой, это прошло».
Она может точно указать ту неделю, в которую она перестала быть «какой-нибудь девушкой» и поселилась в мире с 24-часовой охраной, нахождением под контролем и с бесконечными пересудами об её отношениях с коллегой Робертом Паттинсоном, которые она отказывается обсуждать, потому что «Это не моя работа».
Она завершила съёмки в первом «сумеречном» фильме, который еще на тот момент не вышел, и только что снялась в фильме «Добро пожаловать к Райли» в Новом Орлеане, где, как она говорит:
«Я чувствовала себя так хорошо, гуляя по улице в одиночестве», потом поправляет себя, «по крайней мере, так бывало».
Она вернулась после дополнительной недели работы во время редактирования и оказалось, что просто гулять по улице она больше не может.
«Действительно прорвало», говорит она. «За этим было странно наблюдать».
Стюарт, которая из осторожности никогда не жаловалась на смешанное счастье от «сумеречного» феномена, достаточно умна, чтобы понять природу своей специфичной славы.
«Множество девушек отождествляют себя с Беллой, действительно, основательным способом, за неимением лучшего мира», говорит она. «И эта связь, которую я видела в людях… я могла увидеть, что она физическая. Это персонажи, на которых они помешаны».
Она также чувствует положительную сторону.
«Забавно, когда у тебя есть не только общественное признание, но и деньги», говорит она с подкупающей серьёзностью. «Серьёзные денежные средства» (Как сообщалось, за две части фильма «Рассвет» она получит 25 миллионов долларов, плюс процент от кассовых сборов).
«Всегда, когда я слышу о том, что кто-то действительно богат, у меня возникает вопрос: «Что вы собираетесь делать с этим? Спрячете все деньги и будете восседать на них?». Она тщательно и стратегически размышляет о том, как лучше пустить в ход собственные деньги, и у неё есть план – вдохновленная своими наблюдениями для роли беглянки, попавшей в секс-индустрию – она хочет открыть сеть «домов на полпути» [«дома на полпути» представляют собой небольшие жилища, предоставляемые выписанным из психиатрического стационара пациентам на переходном периоде их приспособления к самостоятельной жизни], чтобы помочь тем, кто хочет восстановиться и встать на ноги.
«Это было бы потрясающе», говорит она. «Сейчас это та вещь, с которой я чувствую связь».
Стюарт принесла многое на своих хрупких плечах из своего подросткового периода в мир молодой девушки. Но её переход к зрелости станет благом для кинолюбителей. Она сама может сомневаться в том, сможет ли она отойти от всеобщего поклонения «Сумеречной Саге».
«Сейчас это выглядит так: «Посмотрим, что девчонка из «Сумерек» сможет сделать. Давайте посмотрим, как она будет пытаться быть разной».
Но другие не согласны с этим, то поколение, для которого болтовня о КСтю и РПаттце не особо интересна и «сумеречные» фильмы для которых больше сомнительное удовольствие, нежели пламенная страсть, могут ожидать от неё взрослых ролей, в которых она проявит свои способности.
«Она – одна из самых умных актрис, с которыми я когда-либо работал», говорит Кондон. «У неё есть не только изумительные профессиональные способности, она обладает невероятно глубоким и серьёзным подходом к персонажу. У неё просто неограниченный потенциал».