Полиграфия, являясь одной из наиболее развивающихся в современном информационном мире отраслей, использует в своих технологиях последние достижения электроники, вычислительной техники, автоматики, физики, химии и других наук. Элементом ее структуры является и дизайн, и другие виды искусства. На протяжении своего многовекового существования она постоянно впитывала и интегрировала для своих внутренних целей все новые достижения общественного развития, и исторически была тесно связана с развитием художественной культуры. Об историческом развитии полиграфических технологий рассказывают многие исследователи. Из трудов российских ученых необходимо отметить фундаментальную работу М.И. Щелкунова «История, техника, искусство книгопечатания», опубликованную в 1926 году. Большой вклад в науку истории книгопечатания, прежде всего отечественного, внес доктор исторических наук Е.Л. Немировский, написавший целый ряд трудов по истории книгоиздания и полиграфии. Интереснейшие, глубокие по содержанию публикации, насыщенные огромным количеством уникальных материалов по истории мировой полиграфии, опубликовал Б.П. Самородов. Множество трудов (В. Каплин, Т. Макилрой, Ю. Кузнецов, В. Тихонов, М. Дреер, А. Ласкин, А. Шадрин, А. Френкель, П. Абаканов и др.) посвящено истории развития способов печати, но вопрос влияния полиграфических технологий на художественно-образную выразительность тиражируемого произведения и его соответствия графическому оригиналу в области искусствоведения оставался без должного внимания.
Основная задача, которую решают в настоящее время полиграфические технологии – это достижение высококачественной печати цветных изображений не только максимально приближающих воспроизведение цвета к оригиналу, но и рождающих новые художественно-образные возможности, благодаря развитию и использованию современных цифровых технологий, усиливающих выразительность дизайн-объектов. Цель современного процесса технологий цветоделения в полиграфии – обеспечение высококачественной передачи тонального и цветового изображения на оттиске.
Процесс цветоделения, позволяющий воспроизводить всю тональную и цветовую гамму изображения, - один из важнейших процессов, влияющих на художественно-образную выразительность объектов графического дизайна. Цветоделение является наиболее важным, завершающим этапом полиграфии, закладывающим основы в производство окончательного вида выпускаемой продукции. Передача цветового и тонального изображения при производстве полиграфической продукции всегда была сопряжена с проблемой несоответствия художественных образов готового изделия графическому оригиналу. Именно изменение технологий цветоделения, используемых в полиграфии, значительно повлияло на развитие художественного образных приемов в графическом дизайне. Цвет по определению выступает, как «свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска». Поэтому цветное изображение является одной из базовых форм эмоционального восприятия и оценки объекта.
Многие теоретики дизайна придавали большое значение роли цвета в создании художественного образа графического произведения (И. Иттен, В. Кандинский, Л. Миронова и др.), но они не сопоставляли колористическое решение графического оригинала с качеством цветового решения полиграфического воспроизведения. Специалисты полиграфической промышленности занимались в основном проблемой качества самой печати (С. Стефанов, В. Тихонов, М. Синяк и др.). Они не выясняли взаимосвязи цветоделительной технологии и художественного образа как неотъемлемых компонентов дизайна полиграфических изделий.
Проследив исторические формы развития цветоделительных технологий, можно через сопоставительный анализ выявить, как менялся художественный образ изделий графического дизайна, и какие требования современное полиграфическое производство предъявляет к специалисту-дизайнеру в связи с качественными изменениями цветоделительных технологий.
Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки дизайн-изделия – обработка иллюстраций, верстка, цветоделение – чаще всего приходится выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. Поэтому исследование процесса подготовки графического оригинала к печати и роль дизайнера в этом процессе вызывает повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.
На зависимость развития графического дизайна от условий общественно-исторического прогресса и его факторов указывает искусствовед в области дизайна И. Н. Стор: «Каждый шедевр графического дизайна аккумулирует в себе знания философии, мифологии, истории, религии, политики, экономики, технологии, знание информационных компьютерных технологий. Философия, искусство, в том числе и графический дизайн, отражая фундаментальные основы и противоречия каждой эпохи, являются квинтэссенцией ее культурно-исторического развития». Тем самым, графический дизайн отражает условия развития общества и отвечает его изменившимся потребностям, определяет и перспективные элементы его прогрессивного развития.
Возникновение промышленного книгопечатания было тесно связано с формированием графического дизайна. Фактически, он возникает одновременно с началом развития специфических печатных технологий, совершенствование которых позволяло дизайнерам-графикам полнее воплощать свое исполнительское мастерство. В течении ряда веков ксилография в резцовая гравюра на металле применялись для иллюстрирования книг и создания разноплановых художественно-графических работ. Все классические гравюрные техники так или иначе были связаны с большими физическими усилиями, прилагаемыми для резьбы при создании графического оригинала. С изобретением фотографии гравюра практически перешла в мастерские художников и стала служить, в первую очередь, творческим художественным целям. Фототехнологии значительно ускорили процесс подготовки графического оригинала к печати, создали возможность перехода на особую систему цветоделения (растрирование) графического объекта, изготовления фотоформ, перехода на полноцветную печать четырьмя основными цветами. Термин «фотография» происходит от греческих слов, означающих «светопись» или «писание светом». Таким образом фотография расширила выразительные средства изображения и послужила основой для создания новых технологий. Изготовление печатных форм фотомеханическими способами предусматривает получение с воспроизводимого оригинала негативов и диапозитивов. Появилась целая индустрия, создававшая фотооборудование для полиграфической промышленности. Фотоизображения активно стали применяться как иллюстративный материал: «Там, где словами не удается передать действительность, а живопись не в состоянии изобразить уходящее мгновение, на помощь приходит фотография, которой доступно и то, и другое. На снимке можно запечатлеть происходящее во всех деталях и одновременно передать искреннее и глубокое чувство».
На смену фототехнологиям пришли компьютерные технологии, которым предшествовал длительный (с XIV века) исторический процесс поиска возможностей цветового и тонального воспроизведения оттиска на бумаге, так и других носителях.
Способы печати (высокий, офсетный, глубокий) полиграфического исполнения графического оригинала предъявляли свои условия, которые были связаны в основном с цветоделением и сложностью изготовления форм для печати. Например, верстка и монтаж цветоделенных негативов производилась из отдельных фрагментов в виде колонок текста, иллюстраций, фонов, заставок и т.д. Поэтому при оформлении полиграфической продукции дизайнерами учитывался в первую очередь способ печати.
Понимание задачи оформления графического объекта как создание целостного художественного организма требует от художника глубоких знаний всех технологических элементов и процессов производства. Замысел художника-оформителя является своеобразным планом для производства. В этом плане должны быть предусмотрены и разработаны все детали оформления, которые могут быть воспроизведены в полиграфии.
Анализируя советский период развития полиграфической промышленности, необходимо отметить, что издательства очень внимательно подходили к вопросу формирования своего портфолио, составляя тематический план выпуска печатной продукции. Учитывалось все: вид печати, тираж, возможности типографии, сорта используемых бумаг, и только после всех этих условий приглашали художника дизайнера для графического исполнения заказа. Художники-графики, работающие с издательствами, как правило, были хорошо знакомы с требованиями полиграфии и стремились выполнить свое графическое произведение (графических оригинал) средствами, позволяющими более качественно воспроизвести его в типографии. Выполняя заказ под наблюдением художественного и технического редакторов, которые следили за соблюдением технологических требований издательства и полиграфии, художники-графики и в дальнейшем дизайнеры успешно создавали произведения графического искусства.
До середины ХХ века в Советском Союзе наблюдалась тенденция к укрупнению полиграфических предприятий. На смену мелким типографиям приходили крупные полиграфкомбинаты и корпорации, выпускавшие продукцию миллионными тиражами. С конца ХХ века и до настоящего времени наблюдается тенденция к сокращению тиражей при одновременном росте числа изданий. При этом требования к качеству печатной продукции непрерывно повышаются, широко используется полноцветная печать, все более популярными становятся высококачественные сорта бумаги, дизайнерские картоны, кальки и различные виды послепечатной обработки – лакировка, высечка, тиснение и др. Это обусловлено быстрым развитием цифровых технологий компьютерной верстки и допечатной подготовки, а также стремительным развитием цифровой печатной техники. В распоряжении дизайнеров и верстальщиков появились инструменты, при помощи которых можно реализовать практически любой замысел. С другой стороны, повышение спроса на качественную полиграфическую продукцию дало мощный стимул для производителей бумаги и печатных красок, которые обеспечивают типографии богатым ассортиментом бумаг и картона, открывая возможность дизайнерам большого выбора материалов при создании графического дизайн объекта.
С развитием рыночных отношений в России и внедрением цифровых технологий (в проектировании – издательских компьютерных программ, в полиграфии – новых видов оперативной цифровой печати) обозначился новый этап в практике отечественного дизайна. С внедрением компьютерных средств развитие технологий растрирования расширило возможности допечатной подготовки изделия, а персональные компьютеры с множеством специализированных пакетов компьютерной графики сделали профессию дизайнера внешне легко доступной и одной из самых популярных.
В методическом руководстве ВНИИТЭ (2-е изд. 1994 г.) подчеркивается, что каждый новый этап развития дизайна взаимосвязан с развитием общества и научно-техническим прогрессом. Профессиональные принцины дизайна, категории дизайнерского мышления и деятельности находятся в постоянном движении, изменяясь по мере развития дизайна и появления новых методов. Дизайнеру, работающему в области полиграфии, уже недостаточно быть просто художником-графиком. От него требуется владение пакетом программного обеспечения со знанием специфики машинного комплекса данной типографии, знание процессов допечатной подготовки издания, знание основ полиграфического производства и т.д.
Зачастую современный график-дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати: от подбора исходных материалов и перевода их в цифровую форму, считываемую компьютером, до получения готового изделия, в данном случае – оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающее устройство, без изменений его первоначального замысла. От его профессиональных навыков напрямую зависит качество готового продукта и реализация творческого потенциала с помощью компьютера. Перед дизайнером открываются новые возможности поиска выразительности художественного образа, что содействует эффективной допечатной подготовки дизайн-проекта к полиграфическому воспроизводству. Это справедливо подметила Р. Дерева: «Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук».
Компьютерная графика – это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как черно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область ее применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн» (сам термин – неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы дизайнеру: Photoshop, Illustrator, PageMaker, Quark Xpress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое – творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника – всего лишь инструмент, позволяющий ускорить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер – печатная форма» позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.
Современные возможности растрового изображения достаточно широко используются в компьютерных технологиях. Цифровое сохранение и передача фотографий и рисунков в электронном виде происходит при помощи растровых цветоделительных технологий. Совершенствование технологий растрирования – процесс постоянных изобретений специалистов полиграфической промышленности. Имеется значительное количество программ, предназначенных для работы с иллюстративным материалом в виде фотографий и графических работ дизайнеров. С помощью специальных программ – графических редакторов, можно отредактировать изображение для применение в полиграфии, максимально приблизив его к оригиналу при тиражировании в печати. При этом, исследователи отмечают, что развитие допечатных процессов происходит в направление осуществления печати непосредственно циклом «компьютер – печатное оборудование», минуя процесс изготовления фотоформ, однако, на многих полиграфических предприятиях изготовление фотоформ по-прежнему осуществляется с помощью пленок, в этом случае цель цифрового метода допечатной подготовки остается прежней – создать пленки, с которых будет выполняться печать.
Знание процесса допечатной подготовки способствует большей оперативности, гибкости и управляемости в производственном полиграфическом процессе. Однако каждый программный пакет представляет собой всего лишь инструмент для реализации творческих замыслов художника или дизайнера такой же, как палитра или кисти, поэтому знание самих программ недостаточно для полноценного овладения навыками графика-дизайнера. В распоряжении пользователя сейчас могут быть самые мощные компьютеры и самые современные графические программы, способные быстро и качественно вывести файл на экран или отправить в печать любое изображение. Но, тем не менее, простота эта кажущаяся, и только профессионал-дазайнер может учесть все факторы, влияющие на работу, решить проблемы в комплексе и достаточно быстро. Передача смыслового содержания этих изображений во многом зависит только от знаний и творческих способностей дизайнера. Поэтому области приложения компьютерного дизайна требуют знания основ композиции, рисунка, колористики, полиграфии и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера в сфере допечатной подготовки полиграфической продукции.
Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного а, главное, массового подключения человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики. Последние в свою очередь, предполагают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию. Таким образом, происходит формирование потребительского вкуса и потребности в восприятии высокохудожественной образности в любом, в том числе, и печатном графическом изделии. Удовлетворение эстетических потребностей, в конечном счете, определяет необходимый художественных уровень графического произведения, который обеспечивает дизайнер. Поэтому владение данными навыками и исследование возможностей их формирования в процессе дизайн-подготовки является одним из базовых направлений развития современного графического дизайна.
По утверждению О. Яцюк: «если в технике узкая специализация зачастую оправдывает себя, в сфере художественного творчества явно наблюдается тенденция к универсальности, особенно это заметно на примере дизайна: достижения точных наук увеличили техническую составляющую проектной деятельности. В последние десятилетия особенно активно формируется сфера новой профессиональной деятельности – разработка объектов дизайна с помощью компьютера». При этом часто человек приступающий изучать графические программы слишком много возлагает надежд на их «сверхспособности» и пытается заменить смысловое содержание работы наслоением компьютерных эффектов. Однако, гармония единства авторского замысла с техническими средствами его воплощения наступает в тот момент, когда автор осознает, что образно-смысловое содержание, которое затрагивает душевные чувства зрителя, проходит философское осмысление как идея, в первую очередь, в голове самого создателя. Совокупность навыков дизайнера-графика и программиста позволяет создавать сложные искусственно смоделированные ситуации и объекты. Дизайнер, который хорошо осведомлен о том, на каком оборудовании и каким способом будет печататься тираж, может в максимальной степени использовать преимущества выбранного способа печати и обеспечить высокое качество готовой продукции. Грамотно подготовленный макет – важный этап в процессе изготовления любого полиграфического изделия. Следовательно, при обучении графическому дизайну необходимо учитывать уровень технического оснащения самого процесса – дизайн-проектирование.
С другой стороны, основная задача специалиста, создающего полиграфическую дизайн-продукцию, независимо от технических средств, которыми он пользуется, - это создание объекта визуальной коммуникации. Под визуальной коммуникацией традиционно понимается информационный процесс, при котором подготовленные автором данные изображения передаются зрителю через канал зрения. Переданные сведения через накопленные зрителем воспоминания и ассоциации вызывают у него, сознательно или подсознательно, определенные эмоции. Иначе говоря, объект визуальной коммуникации служит передаточным звеном в процессе общения автора изображения со зрителем, рассматривающим его произведение. В рамках художественной компьютерной графики создаваемый художником объект визуальной коммуникации – это массив графической информации, представленной в форме данных, пригодных для хранения на машинных носителях, для обработки с помощью программ, воспроизведения с помощью периферийных графических устройств и передачи средствами телекоммуникации, то есть реализации функции связи становится актуальной задачей разработки дизайн-проекта. Сложность методики обучения данным технологиям заключается в необходимости сочетания принципов и приемов, развивающих образное и креативное мышление, с методами, помогающими освоить ряд профильных компьютерных программ. Развитие креативного мышления позволяет управлять творчеством в процессе поиска новых идей.
Развитие образного мышления позволяет создать предметно-чувственную форму художественного произведения. Познавательные процессы, направленные на развитие образного мышления, помогают дизайнеру осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные, наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура является смыслом содержательной части художественно-графического объекта. Через понимание начальных изосмыслов построения изображения, можно обучаемым привить культуру перевода графических изображений в цифровую форму. В результате, научивший понимать смыслы созданных произведений, дизайнер осознает важность вклада глубокого содержательного смысла в создаваемую им работу. Совершенные современные компьютерные средства остаются инструментом в работе дизайнера-графика. Тенденция на воспроизведение только того, что заложено в памяти компьютера, не содержит возможности визуального саморазвития. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью цифровых технологий, по-прежнему остается человек, а человеческий фактор – это основной параметр, учитывая который можно создать графическое произведение.
Выяснение влияния цветоделения на качество и глубину художественного образа и исследование методов максимального приближения оригинала-макета к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений на этапе развития современного графического дизайна.
Таким образом, опираясь на теоретические исследования и богатый практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна, можно проследить, каким образом эволюция технологий цветоделения в полиграфической промышленности проецировалась на развитие основных композиционных, эстетических, художественно-образных принципов графического дизайна.