04 января 2011 года в04.01.2011 14:14 1 0 10 2

Гитары Курта Кобейна.

innirvana:

На раннем этапе существования "Нирваны" основным инструментом Кобейна был или красный японский "Epiphone ET270" (с державшимся на клею нэковым датчиком) …

…или переделывавшийся под левшу «Univox Hi-Flier» с двумя хамбакерами (копия «Univox Mosrite» ;).

Несмотря на то, что «Univox» не слишком хорошо сбалансирован и гриф постоянно клонит вниз, из-за «сильного выходного сигнала», «прорезных верхов» и малого веса, Кобэйн называл эти гитары «фанерными монстрами», и после первых американских гастролей (когда родилась традиция крушения инструмента после выступления), начал скупать их практически оптом, благо стоили они довольно дёшево – в районе сотни баксов.

Собственно, на этих двух инструментах с дисторшнами «BOSS-DS1» и «Roland EF-1» и усилками «Randall» и «Fender Twin» и был записан альбом «Bleach». Кстати, к гитарам «Univox» Курт вернулся во время последних туров, а одна из них даже поучаствовала в съёмках клипа на Heart-Shaped Box, когда персонал «Нирваны» не смог найти любимый кобейновский «Fender Mustang Competition».

Видимо, к "Fender"ам Кобейн «созрел» уже ближе к записи второго диска, когда «Нирвана» получила от «Geffen Records» аванс в размере $287.000, что позволило группе ни в чём не стеснять себя при выборе инструментов и аппаратуры. Началось всё с «мустангов», «знакомство» с которыми у Кобейна произошло ещё на заре Нирваны. В своих дневниках он описал это следующим образом:

«Однажды в субботу вечером мы с Крисом блуждали по университетскому городку, и услышали какую-то группу. Зайдя внутрь, мы обнаружили трёх новичков, игравших плохой психоделический блюз, потому что чем же ещё заняться новичкам субботними вечерами? Они показали нам свои новые 200-долларовые жалкие жуткие дерьмовые электрогитары «Kramer» и «New Laney». На меня это не произвело впечатления. А потом я заметил в углу «Fender Mustang» для левши конца 60-х. Подавив тошноту, я спокойно спросил, не хотят ли они его продать, и они сказали… «А, этот старый кусок дерьма? Да нам всё равно - 50 баксов».
Крис вступил в разговор и сказал: «Не знаю, чувак, это дрянь какая-то»… Новички сказали: «Ладно, двадцать баксов. Это какие-то причиндалы из ломбарда. Это ничто по сравнению с нашими новыми «Kramer»ами!».
И мы с Крисом без оглядки побежали через глухой лес на свет к фургону и банкомату и купили «Fender Mustang» 65-ого года для левши. КОНЕЦ.»

Всю свою любовь к данному инструменту Курт описал в своём интервью журналу для «Guitar World» в феврале 1992-го, отрывок которого приводится:

GW: Кстати, о гитарах… Вы, кажется, предпочитаете недорогие модели?

KC: Я их не «предпочитаю», а всего лишь могу себе позволить (смеётся). Я - левша и найти подходящий инструмент для меня весьма проблематично. Из всех гитар «Fender Mustang» - мой фаворит. У меня есть два инструмента этой модели.

GW: И что вас так привлекло?

KC: Они дешёвые и абсолютно «деревянные». Звучат, как дерьмо. И маленькие. К тому же плохо держат строй. Система по регулировке высоты струн – отвратительная. Кто бы ни изобрел этот инструмент, он - придурок.

GW: Это был Лео Фендер.

KC: После таких слов люди из «Фендера» вряд ли захотят иметь со мной дело (смеётся). Правда, как-то «Gibson» предложил сотрудничество, но я у них никак не могу выбрать подходящий инструмент.

«Фендер», однако, на кобейновские высказывания вовсе не обиделся и впоследствии даже презентовал ему для тура «In Utero» n-ное количество своих «мустангов», которые тот с удовольствием разбивал. С целью избежать проблем с настройкой Кобейн, как правило, оборудовал эти гитары гибсоновскими струнодержателями tune-o-matic. Помимо этого они оснащались хамбакером (как правило, Кобейн предпочитал Seymour Duncan JB) и избавлялись от пружин рычага вибрато, который Кобейн ненавидел и никогда не использовал, считая, что «обращаться с ним умел только Джимми Хендрикс». Эти же гитары засветились в клипах «In Bloom» и «Sliver», а вот в «Smells Like Teen Spirit» снимался «особенный» левосторонний голубой «Mustang Competition» 69-ого года c двумя синглами Di Marzio (хамбакер не ставился) и tune-o-matic’ом. Серия «Competition» производилась Fender’ом в 1968-1973 годах, и её «отличительным знаком» было наличие полос на корпусе гитары.

Этот «мустанг» был любимой гитарой Кобейна, с которой он, по его словам, «сдувал пылинки и никому не давал её трогать, когда прыгал в толпу». Это, впрочем, не помешало ему довольно серьёзно покоцать её на одном из шоу. Теоретически сейчас она висит на стенке в австралийском Hard Rock Cafe, но Эрни Бэйли (гитарный техник «Нирваны» ;) это отрицает и говорит, что на самом деле это копия, а оригинал Кортни Лав отдала какому-то чуваку спустя месяц после смерти Кобейна.


В это же время ходовым у него был «модернизированный» вручную «Fender Jaguar» санбёрст 65-ого года с двумя хамбакерами Di Marzio вместо синглов (нековый – DiMarzio PAF, бриджевый – DiMazio Super Distortion, позже тоже заменённый на Seymour Duncan). По словам Эрни Бэйли этот «ягуар» был, что называется, рабочей лошадкой, Кобейн о ней не особо заботился, и выглядела она довольно жутко. Этот инструмент можно увидеть и в клипе группы «Hole» «Doll Parts», где на нём играет Эрик Эрландсон.

Всё это «фендеровское» добро вместе с теми же «бличовскими» дисторшнами и усилителем «Mesa/Boogie Studio Tube» и использовалось при записи «Nevermind». Касаемо эффектов, году этак в 1990-м Курт приобрел себе педаль «Electro-Harmonix Small Clone», о которой отзывался в лучшем свете до конца своих дней. «Small Clone» создавал характерное для «гранджа» «водянистое» звучание с небольшим «хорусом», которое можно услышать в доброй половине песен на «Nevermind», в Aneurysm с «Incesticide» и в Come As You Are c «MTV Unplugged». Для «Lithium» использовался фузз «Electro-Harmonix Big Muff».

Практически весь тур в поддержку «Nevermind» Кобейн откатал на «фендеровских» стратах, причём японские ему нравились больше американских, так как «японцы» были, во-первых, дешевле, а во-вторых, у них «лады были тоньше». Стратокастеров у него было много («убийство» одного из них, кстати, «документально» запечатлено в композиции Endless Nameless), но самым знаменитым был, похоже, чёрный страт с двумя белыми синглами и всё тем же хамбакером Seymour Duncan JB. Cамой известной из всех кобейновских гитар её можно считать за счёт стикера «VANDALISM: AS BEAUTIFUL AS A ROCK IN A COP’S FACE» c подписью «Courtesy of the Feederz: Office of Anti-Public relations».


После фестиваля в Рэдинге в 1991 году Курт всё-таки отломал этому «Fender»у гриф и заменил его грифом «Fernandes» (то, что получилось, можно увидеть в некоторых видео с DVD «Live! Tonight! Sold Out!!» ;). Однако новый гриф тоже продержался недолго, и в итоге гитара была расхерачена на концерте в Париже весной 1992 года (а по другим сведениям, даже раньше).

Имелась у Кобейна и парочка «фендеровских» телекастеров.

Вот этот, например, вовсе не синий, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, это санбёрст, который Курт покрасил синей краской, оставив от оригинального цвета гитары только сердце (там ещё где-то есть надпись «Courtney» ;). Этот инструмент можно заметить в клипе «Come As You Are». Второй телекастер санбёрст, присланный в подарок от «Fender» и «доведённый до ума», появился у Кобейна буквально за пару недель до смерти, и по словам Эрни Бэйли, жутко ему понравился.

При записи "In Utero" в основном использовался "ягуар", дисторшн "BOSS-DS2" и усилитель "Twin Reverb". К "фирменной" невермайндовской примочке добавилась "Electro-Harmonix Poly Chorus" (она же "Echoflanger"). Услышать её можно, например, в Radio Friendly Unit Shifter, Scentless Apprentice, Gallons Of Rubbing Alcohol Flow Through The Strip, в соло на Heart-Shaped Box и т.д.

Что касается акустических гитар, то первой из них, по всей видимости, была 12-струнная «Stella Harmony», купленная Кобейном в каком-то магазинчике 12 октября 1989 года за тридцать баксов с копейками. На самом деле на ней было не двенадцать, а пять нейлоновых струн и они никогда не менялись. От покупки сохранился даже чек.


Несмотря на то, что этот инструмент, мягко говоря, не был предметом мечтаний студийного музыканта, именно на нём были записаны Polly и Something In The Way для «Nevermind» и Dumb для «In Utero». Кстати на подобной «Стэлле» играл известный (в Америке) негритянский бард Лидбелли, от которого Кобейн жутко тащился, записав не один кавер на его песни, в том числе и шикарно исполненную на «MTV Unplugged In New York» Where Did You Sleep Last Night? Тот концерт Курт, правда, отыграл не на «Стэлле»….

…и даже не на «Epiphone Texan» начала 60-х годов с наклейкой «Nixon Now», которую купил после выхода «In Utero» и тоже сильно уважал (тот же Эрни Бэйли говорил, что из множества кобейновских гитар этот «Epiphone» звучал лучше всех) …

…а на полуакустике «Martin D-18E» конца 50-х с примочкой «Electro-harmonics echoflanger».После «Unplugged» эта гитара стала основной акустикой Кобейна в туре «In Utero». После смерти Курта она «ушла» к Кортни Лав, и в 1995 году снова появилась на «MTV Unplugged» уже с группой «Hole» - тогда Лав бренчала на ней свои Doll Parts и Hungry Like The Wolf.

------------
В заключение два, так сказать, эксклюзивных инструмента Кобейна.

Первый – Ferrington Mustang – делали для Курта мастера Дэнни Феррингтон и Ларри Эл Брукс (последний представлял небольшую мастерскую, выпускавшую свою продукцию под вывеской Fender).

После встречи Курт по факсу прислал им рисунок гитары, какую ему хотелось бы держать в руках плюс собственные пожелания и замечания. Инструмент работы Феррингтона напоминает «Fender Mustang» с машинкой tune-o-matiс и тремя звучками «Bartolini»: хамбакером и двумя синглами, причём средний сингл расположен наискосок. «На хамбакере, - поясняет далее Феррингтон, - есть возможность небольшим тумблером отключить одну катушку, поскольку Курту хотелось, чтобы было как можно больше вариаций по переключению звукоснимателей». Помимо этого, естественно, имелся и 5-позиционный переключатель «стратовского» типа. Корпус - американская липа, гриф - кленовый с накладкой из палисандра. По желанию заказчика, цвет – «baby blue», черепаховая фальшьпанель и маркеры на грифе в виде сердечек. Курт хотел, чтобы стояли самые толстые струны, - вспоминает Феррингтон. - Вроде того, что басовая Е -. 058. Как известно, «Mustang» - инструмент с короткой мензурой, и «крупнокалиберные» струны - самое то. Думаю, что короткая мензура плюс толстые струны - вот ключ к фирменному звучанию Кобейна…»


Ferrington Mustang стал у Курта студийным (на нём, в частности, записывалась Heart-Shaped-Box).

Продолжением работы в данном направлении стал "официальный" «Fender Jagstang». После мирового успеха группы, многие музпроизводители предлагали Кобейну сотрудничество, но по причине своей любви к Fender’ам его выбор был очевиден. Сотрудничество с Феррингтоном и Бруксом продолжилось. Чтобы наглядно продемонстрировать свои пожелания, Курт взял полароидные фото «мустанга» и «ягуара», разрезал их пополам и склеил таким образом, что верх получился «мустанговский», а низ – «ягуаровский». Этому гибриду и дали имя «Jagstang».


Брукс увеличил картинку, обрисовал ее на кальке, вырезал контуры корпуса и результат отослал Кобейну. Тот внёс кое-какие поправки касательно баланса деки. В качестве материала для деки использована ольха. 24-ладовый гриф имеет палисандровую накладку и лады vintage. По просьбе Кобейна, вся фурнитура была от японского «мустанга» (по традиции, с tune-o-matic). В качестве синглового датчика был выбран «Fender Texas Special», изначально придуманный как бриджевый датчик для именной гитары «Stevie Ray Vaughan». В качестве бриджевого датчика взяли «DiMarzio H-3». «Блюзовый» датчик «The Texas Special» изначально «теплее» большинства синглов, - пояснял Брукс. - В комбинации с «хамбакером» получается потрясающий результат».



Курту захотелось две гитары – голубого и красного цветов. Голубую он использовал в туре 1993 года, красную не успели закончить до его гибели, и она была отправлена в музей фирмы «Fender». Саму модель «Jagstang» поставили на поток. Теперь она доступна для широкой публики.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

KNYAZEVA — Rock`n`Roll Will Never Die

39

Добрый день, здесь есть кто-нибудь живой еще? 15:12 на часах, я съела два блина с картофелем и грибами и выпила чай, заваренный уже, каж...

22

Я тут устроилась на работу. В одну из достаточно крупных гостиниц. Сижу в бизнес центре, отвечаю на телефон, проверяю почту, распечатываю...

26

Сижу на ванне с не проявляющимся тестом на беременность и мне страшно. Мой мужчина разбил машину и весь в делах. Отец уехал в командировк...

24

Ку-ку, прием-прием, здесь кто-нибудь есть? Долго не могла сюда зайти, забыла пароль. Оказывается, мой пароль - название водки. Проснулас...

30

Итак, добрый день/вечер/ночь/утро! Не суть, какое время суток, но, надеюсь, оно у вас доброе, несмотря на то, что утро обычно добрым не б...

24

Купила себе очередные очки. Какие это уже по счету? Не знаю, да и не важно. Зашла бесцельно в какой-то магазин и купила. Состояние абсолю...