Настала чёрная дата начала войны в Украине. У меня не было чувства, что наступил новый год 1 января, но есть сейчас.
За этот год я ходила на все акции протеста, дважды была задержана. В итоге я пришла к печальному выводу, что, даже если протестовать выйдут все, пока полиция и военные на стороне государства, война продолжится, а Путин и его банда будут у руля. Посмотрите на Иран: миллионы выходили на улицы, хотя их протесты были опасны не только для свободы, но и для жизни. И у них до сих пор режим.
Это не значит, что ходить бессмысленно. Смысл показать, что антивоенное движение есть. Смысл сохраниться и передать. Сейчас шансы, что силовики присоединятся к протестам, очень маленькие. Но если исчезнуть, их не будет вовсе. Ничто не вечно, апартеид тоже длился целых 46 лет.
Я часто вспоминаю призыв Солженицына не участвовать во лжи. Я часто вспоминаю идеи Ганди, что надо просто не подчиняться и саботировать законы. Делайте со мной что хотите: сажайте в тюрьму, избивайте, насилуйте. Хоть убейте. Я не буду молчать, я не буду соглашаться, я не буду соблюдать идиотские законы. Мою внутреннюю свободу вам не забрать.
А ещё я часто вспоминаю проект примирения Манделы, когда по телевизору показывали суды и, если действия какого-нибудь африканского мента были политически мотивированным, и он искренне раскаивался, его могли даже простить. Надеюсь, мы все сможем простить друг друга когда-нибудь, а люди, развязавшие войну, будут наказаны по закону.
Нет войне, слава Украине.