Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно предполагали, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного ок. 1446 года.
Диптих получил название Меленского по городу Мелен, в соборе Нотр-Дам которого он находился.
Слева располагалась, это очевидно, часть, на которой изображены заказчик картины, Этьен Шевалье, и его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен). Последнего легко узнать по Евангелию который он держит в руке, и камню, лежащему поверх Евангелия. Это - тот самый камень, которым был до смерти забит святой Стефан. Этьен Шевалье, королевский казначей, заказавший Фуке эту картину, одет в праздничный, красного цвета, наряд, с широкими, подбитыми по последней моде плечами. Этьен Шевалье при дворе считался человеком честным и неподкупным. Его современники полагали это качеством исключительным.
На правой же створке (она вызывала у исследователей всегда гораздо больше вопросов) изображена мадонна с младенцем. Мадонна, говоря мягко, не вполне классическая. Изображена она вполне светской дамой, одетой по тогдашней моде: волосы модно зачесаны наверх и гладко выбриты на лбу и висках, платье - с очень узкой талией и глубоким вырезом, обнажающим одну грудь.
Один из ученых (Й. Хлизинг) назвал эту мадонну Фуке "модной куклой".
В самом деле, в ней, кажется, нет ничего божественного. За это Фуке многие критиковали, упрекали художника за слишком эротический образ Мадонны. Исследователи до сих не пришли в согласию относительно того, с кого именно Фуке рисовал образ Мадонны. Некоторые утверждают, что Мадонна писалась с жены Этьена Шевалье - Катрин Бюде. Однако большинство все же склоняются к версии, что на картине изображена возлюбленная короля Карла VII, Агнесса Сорель. Изображения Агнессы Сорель сохранились. И можно утверждать без боязни ошибиться, что Мадонна Фуке очень похожа на умершую в 1450 году, королевскую возлюбленную.