"Он обучил их игре, изобретенной им еще в аспирантские годы: согласно правилам, нужно было вспомнить книгу, которую ты не читал; при этом если находится тот, кто читал ее, то очко доставалось тебе" (цитата из романа "Мир тесен" Дэвида Лоджа, приведена в книге "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали" Пьера Байяра).
Я бы в этой игре была чемпионом просто. "Процесс", "Замок", "Фауст", "Одиссея", "Илиада", "Братья Карамазовы", "Дубровский", "Капитанская дочка" (с последними двумя чаще всего приходится делать умное лицо; и самое смешное, что мне в школе удавалось сочинения на хорошие оценки по ним писать), почти все пьесы Чехова и Шекспира, Хемингуэй, "Ася", "Первая любовь", "Роковые яйца", Солженицын.
Больше всего мне стыдно за Пушкина, Чехова и Шекспира.
И это те, что я вообще не открывала. А если начать перечислять те, о содержании которых я забыла или дропнула их, так вообще устанешь вспоминать.
Я чувствую огромное облегчение от чувства вины после составления этого списка. И он уже не кажется таким огромным. Забавно будет, если я все-таки начну преподавать, учить кого-то читать эти книги, когда я сама их недавно открыла.
В конце концов, какой процент прочитанного мы и правда понимаем, а не думаем, что понимаем, обманываем себя, что понимаем, или понимаем слишком вольно?