"Братья Карамазовы"
Я читала ее невообразимо долго, но дело в том, что, считаю, невозможно жить, совершенно нельзя жить ни в Мире, ни с Людьми, не читавши эту книгу. Потому что это книга-учение, книга-правда, книга-боль и книга-человечество.
В ней распад человеческих, семейных связей, такое обособление, противоречие рушит и внутреннего человека. А символ всего этого - карамазовщина (слово это повторяется там удивительно много!) - "нравственная широкость", одновременное совмещение всех противоположностей: 2 бездны - высоких идеалов и низкого падения.
Дмитрий воплощает карамазовщину чувства.
Иван - идеолог в области мысли, атеист, выступает во имя справедливости против Бога. Вторым идеологом является старец Зосима. Вот их-то идеи и определяют решающие повороты. Это обобщенные характеры и оба они говорят о преодолении человеческой обособленности, но по-разному видят пути.
Хоть Иван и видит факты, которые подтверждают человеческую низость, но они не вся правда о человеке и мире.
"Если нет бессмертия, то нет и добродетели, и все позволено".
Алеша - ангел, которого все любят, кроме Смердякова (сам который - генетический урод, и в то же время низкий двойник Ивана). (в Алешу влюбляешься, вот ей-богу!) Алеша верит в человека, он как и Мышкин хотел бы исцелить окружающих людей.
Но виноваты все и каждый, все братья отвечают за отцеубийство и только осознав это, восстановится братство. Дмитрий виноват не в том, что убил, а в том, что "хотел убить". Иван - в том, что "по его слову" и совершилось. Вина Алеши же в том, что допустил убийство.
Достоевский подчеркивает ответственность идеологов за свои идеи.
В Дмитрие же происходит переворот, в нем рождается новый человек. Идея восстановления человека реализуется в судьбе Дмитрия.
В этой семье нет братства, есть только глухая и злобная вражда.
12 мальчиков, вот она - идея братства, вот они надежды.
Современное общество заражено тяжелой духовной болезнью - "карамазовщиной". Суть ее заключается в доходящем до исступления отрицании всех святынь. Причины ее заключаются в утрате цивилизованным человечеством сверхличных нравственных ценностей, в грехе «самообожествления».
Это нужно читать, это необходимо, настолько же, насколько страшно.