Сейчас будет много и почти всем не интересно.
Смерть. Страшно? Зря (каким бы ни был ваш ответ - зря).
Ладно, поговорим немного о другом. О типах смерти. В основном определение типа смерти можно найти в юридических словарях. Понятное дело, они же (юристы по уголовному праву) четко проводят границу между естественной и насильственной смертью. Итак, дефиниция из криминалистической энциклопедии: "Естественная смерть - все виды смерти, не связанные с насилием, аварией, стихийными бедствиями и т.п."
Заглянем в Большой англо-русский словарь (да, здесь тоже моя лингвистическая душонка не смогла пройти мимо, мне просто очень нравится словосочетание natural death, впрочем, то же самое и во французском - mort naturelle): " Natural death - своя /естественная смерть". Своя смерть. Неплохо звучит?
Другой тип, как я уже упоминала выше – насильственная смерть. Я так полагаю, что здесь всё понятно каждому и незачем давать толкование.
Итак, перейдем к Ницше и Камю. Читали ли вы «Счастливую смерть» Альбера Камю? Нет? А «Постороннего» ? Итак, откладываем последнего, берем первую упомянутую книгу и погружаемся в нее. Я лично проглотила ее за один раз, за несколько часов. Первая часть данного романа носит название «естественная смерть». В ней - убийство. Разве убийство дает нам естественную смерть? Думаем. Итак, убийство. По факту. Но убийство ли это было на самом деле? Жертва сама подталкивала главного героя к этому шагу: «Все покупается. Быть или стать богатым это иметь время для того, чтобы стать счастливым, если ты достоин им быть». Герой Камю не сразу понимает, что "наставник" хочет, чтобы тот доказал, что он достоин счастья, чтобы он взял на себя кровавый труд убийства. Молодой человек сомневается: «Это рискованно. — Да, — глухо отвечает Загреус, — но лучше ставить на эту жизнь, чем на другую». У жертвы уже давно написана предсмертная записка. Еще раз спрошу – убийство ли это? Нет. Самоубийство, но руками другого человека.
С. Л. Фокин считает, что именно Ницше вдохновил французского писателя (алжирского происхождения) на «Счастливую смерть». Итак, что у нас по Ницше?
Немецкий мыслитель писал: «Гордо умереть, если уже более нет возможности гордо жить…» Задаюсь вопросом: по мнению Камю (героя Камю), лучше быть убитым, чем убить себя ? Прихожу к тому, что так оно и есть, отчасти всё же сомневаясь в этом. «Следовало бы, из любви к жизни, — желать иной смерти, свободной, сознательной, без случая, без неожиданности». (Ф. Ницше).
С. Фокин: «Очевидно, что мотивы «естественной» и «сознательной» смерти, входящие в понятие «счастливой смерти», Камю заимствовал у своего философского кумира. По Ницше, высший интерес восходящей жизни требует беспощадного подавления и устранения жизни ущербной, вырождающейся».
Ницше отвергает « естественную » смерть согласно христианству. Такая смерть, как все мы знаем, предполагает кончину вследствие болезни или старости. Ницше же объявил христианскую смерть « неестественной », противоречащей живому жизненному порыву, природе, естеству. Философ писал, что лишь «сознательная» смерть, смерть в полном сознании, когда человек еще действительно живет, является подлинной «естественной», отвечающей потребностям жизни смертью. Добровольное самоубийство , как это было в «Счастливой смерти» Камю – ответ достойного жизни человека. Это оказывается решительным выходом из унизительного состояния «противоестественной» жизненной ущербности. Ведь убиенный – калека (он лишился ног). В его предсмертной записке было сказано: «Я уничтожаю лишь половину человека…»
А теперь скажу проще: по Ницше естественная смерть – смерть осознанная, смерть, которой вы подчинились. Естественная смерть – смерть без неожиданностей. Собственно, самоубийство – это естественная смерть, так как она, эта смерть, осознанна .