Кадрирование - это, в первую очередь, выбор ракурса, направления и точки съёмки для размещения объектов на снимке в момент фотографирования. А обрезание кадра при последующей обработке - это лишь вынужденная крайняя мера.
Поэтому, когда Вам говорят: “Неудачно кадрировал - мало места сверху оставил”, то не спешите отвечать, что кадрировать было невозможно, так как кадр изначально был такой. Кадр будет таким, каким вы его построите, и чем быстрее Вы научитесь делать это сразу при съёмке, тем лучше будет качество изображения.
Мы не будем в этой заметке касаться теории композиции, а остановимся лишь на одном важном моменте, который стоит держать в голове всякий раз, когда строишь кадр.
Типичная ошибка - это кадрирование с запасом, держа в уме возможность последующего обрезания кадра. Когда Вы только начинаете приобщаться к фотографии - это имеет смысл, чтобы потом, сидя дома перед компьютером, спокойно проанализировать и выбрать наиболее удачное расположение объектов в кадре. Однако от этой привычки нужно как можно скорее избавляться, так как она существенно влияет на качество изображения.
Во-первых, обрезая кадр, вы не используете всей площади вашей матрицы (если у Вас цифровая камера). Она и так маленькая, а Вы её ещё обрезаете.
Во-вторых, вращая кадр в разные стороны, вы меняете сетку пикселей, и программе приходится подстраиваться под эти изменения. Заштрихуйте одну строку клеток на тетрадном листе, закрашивая каждую клеточку целиком. Вы получите ровную толстую горизонтальную линию. А теперь попробуйте нарисовать такую же линию по диагонали, также закрашивая клеточки целиком. Получится что-то вроде этого.
Это называется интерполяция - то есть додумывание информации, основываясь на известных значениях. В данном случае происходит интерполяция при переходе из одной координатной сетки в другую. Пиксели, как и клетки в тетрадке, квадратные, поэтому, когда происходит поворот изображения на 90, 180 или 270 градусов, то ничего додумывать не надо - просто все пиксели дружно поворачиваются. Проблемы возникают при всех остальных поворотах.
Посмотрите, какую бяку способен сделать из вашей фотографии всего один поворот на 30 градусов. Конечно, эта надпись была очень маленькая (высотой всего в 7 пикселей) и таких мелких деталей, скорее всего не добиться на камеру начального уровня (не дадут разрешение объектива и антиалиасинговый фильтр). Однако, чрезмерное кручение (хочу так, хочу сяк, чуть поправлю, потом ещё, … ;) может привести к такому результату, который приведён в начале заметки. Посмотрите на глаза, нос и губы девушки…
Выводы:
1) Всегда кадрируйте изначально правильно. Особенно следите за завалом горизонта.
2) Снимайте всегда в формате RAW, и, в случае неправильного кадрирования, крутите кадр только один раз и в RAW-конвертере. Дело в том, что при конвертации также происходит интерполяция из сетки Байера в сетку изображения. Лучше, эти две интерполяции объединить в одну процедуру.