Мостовой кран устроен из грузовой каретки, передвигающейся по мосту и моста, перемещающегося по подвесным рельсам,. Однобалочные и двухбалочные краны могут быть опорными или подвесными. Опорный кран передвигается по монорельсам, монтированным на металлических и железобетонных крановых балках. На заводе применяются одно-, двух- и более пролетные подвесные краны. Подвесной кран осуществляет свое движение по нижним направляющим балок. Среди разнообразия типов мостовых кранов различают мостовые краны двухбалочные и однобалочные управляемые с пола (земли) или пульта управления и с кабиной управления, с ручным и электрическим приводом.
С жесткой подвеской груза выполняются металлургические краны, необходимые для реализации научно-технологического процесса в металлургии, краны для разделения слитков (стрипперные), колодцевые краны, мульдозавалочные и краны с лапами и другие металлургические краны, рабочая подъемная деталь которая жестко связана с тележкой с помощью шахты. Зная предназначение грузозахватного механизма мостовые краны делятся на грейферные, магнитные с грузоподъемным электромагнитом и крюковые. Мостовые краны производятся с жесткой, гибкой (на стальных канатах) подвеской поднимаемого груза.
При достаточно длинных пролетах несущая мостовая балка усиливается фермами (горизонтальными, вертикальными). В качестве подъемной каретки тут используется электрический или ручной тельфер по нижней части балки. Однобалочные мостовые краны (кран-балки) имеют в своем составе двухтавровую балку, которая крепится к концевым (поперечным) балкам, снабженным колесами.
При больших пролетах и нагрузках мост крана делается из решетчатых ферм или из коробчатых балок. Подъемная тележка у 2-ух балочных кранов передвигается по монорельсам, находящихся по верхним ступенькам направляющих балок. 2-ух балочные мостовые краны в простейшем случае сделаны из двух параллельных друг другу балок, монтированных по концам к боковым концевым балкам.