Мостовой кран состоит из грузоподъемной каретки, перемещающейся по мосту и балки, передвигаемой по надземным рельсам,. Среди типов мостовых кранов есть мостовые краны однобалочные и двухбалочные с электрическим и ручным приводом, управляемые с пола (земли) или пульта управления и с кабиной управления. Опорный кран перемещается по рельсам, монтированным на железобетонных и металлических подкрановых балках. Двухбалочные и однобалочные краны могут быть выполнены опорными или подвесными. На производстве используются подвесные краны в один или два пролета. Подвесной кран движется по нижним ступенькам двутавровых балок, расположенных под цокольных поясами стропильных ферм.
При больших пролетах несущая мостовая балка усиливается фермами.В виде грузовой каретки здесь используется ручной или электрический тельфер по нижнему поясу балки. Однобалочные мостовые краны (кран-балки) состоят из двутавровой балки, которая присоединяется к концевым (поперечным) балкам.
Подъемная тележка у двухбалочных кранов перемещается по рельсам, расположенных по верхним поясам направляющих балок. При серьезных пролетах и нагрузках мост крана делается из ферм решетчатой конструкции или из коробчатых балок.2-ух балочные мостовые краны в первом приближении сделаны из 2-ух параллельных друг другу балок.
Мостовые краны производятся с жесткой, гибкой подвеской поднимаемого груза. Исходя от типа грузозахватного элемента мостовые краны в свою очередь подразделяются на магнитные, крюковые и грейферные. С жесткой подвеской груза выполняются металлургические краны, колодцевые краны, мульдозавалочные, краны с лапами (пратцен-краны) и краны для разделения слитков (стрипперные) и прочие мостовые краны, рабочая деталь жестко связанная с передвижной тележкой с помощью шахты и передвигается по вертикальным колоннам.