27 сентября 2015 года в27.09.2015 21:30 0 0 10 1

Я просто хочу написать о человеке.
О том, каким он должен быть

Дело в том, что я начала готовится к семинару, изучая педагогические идеи Василия Сухомлинского, который, к моему удивлению, оказался тем самым писателем моего детства.
Я никогда не умела общаться с детьми, даже не любила их, не понимала, а объяснять кому-то что-то вообще не умела. Но мне это нравилось, ведь я люблю помогать людям. Прочитав основные идеи этого удивительнейшего человека, мне захотелось стать педагогом. Это нонсенс.
Вся суть в том, как он относится к детям. У меня даже сердце стало таять от этого тепла. По его взглядам, весь процесс обучения должен основываться на интересах, способностях и особого подхода к индивидуальности ребенка. Если относится к ребёнку с теплом и уважением - из него вырастает Человек. Начинать нужно не с уничтожения недостатков, а с развития положительных качеств и формирования навыков. "Главное в воспитании, - писал он, - любовь". А только после этого позволительно браться за обучение.
Он жил в условиях коммунизма, но в плане обучения шёл против системы. Если для педагогов его времени важнейшим в воспитании было идти по образцу и создавать из человека сознательную личность с социалистическими взглядами, то для Василия Сухомлинского это было - формирование из ребёнка человека с большой буквы: чистого душой и доброго сердцем, умелого и трудолюбивого и, конечно же, счастливого. Очевидно, что он был гуманистом даже в такие тяжелые для истинной нравственности времена. Для него обучать было не обязанностью - а делом всей жизни, верой в людей и он отдавал этому всего себя. Он раздарил себя миру. И написал книгу "Сердце отдаю детям". Я считаю, что это альтруизм в чистом обличии, и главное - то, что для него это было бескорыстным, искренним и приносящим гармонию.
Он считал, что доброта должна быть таким же обыкновением, как и мышление.
Работать с детьми - это совсем другое, особенное. Перед тобой сидят люди, которые ещё толком не понимают мира, которые пришли, чтобы им доступно объяснили то, с чем они столкнуться в будущем и подача здесь - одна из важнейших сторон. Совсем не обязательно, чтобы ребёнок был вундеркиндом, главное - чтобы преподаватель не хромал в своём деле, смог заметить каждого и это нужно делать с самого начального начала. Потому что как начнёшь - так и понесётся. Да, это сложно, невероятно сложно, и детей любить сложнее, чем 7 миллиардов человек вместе взятых (да, этих 20 ребятишек полюбить очень сложно, потому что каждый из них - индивидуальность)
Еще одно чудесное изречение, которое придает мне сил: "Человеческой силе воли нет предела. Нет трудностей, которых мог бы не преодолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнеею Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути".
Эти принципы помогут многим из вас строить свою жизнь:

Дети с угнетёнными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

Годы детства, прежде всего, - годы воспитания сердца.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Три вещи нужно утверждать в мальчиках: долг, ответственность и достоинство.

Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка. Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только отметками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Говоря об оценке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.
Что произошло со мной

Ещё одной его идеей было то, что все дети разные и все с разной скоростью усваивают материал. Но все идут в первй класс с одинаковым желанием хорошо учиться. И это красивое, достойное желание, по моему. Сухомлинский уважал стремление и незнание тоже уважал: неделя, месяц, год-два - он давал время детям стараться и у них получалось. Родителей вызывали в школу не когда дети провинились и в дневники записывали не то, что кто-то шалопай, а когда успехи давали знать о себе. Согласитесь, повышает самооценку.
Ну скажите, неужели современные учителя тратят время на каждого ребёнка, неужели каждому из нас уделяли внимание одинаково? Нет, в основном учитель находит нескольких человек, которые более менее заметно стараются и работают с ними, а на остальных "кладут болт".
Да, согласна, учителя - не единственное, что играет роль в успешном воспитании, ещё есть родители и сверстники. Но если родителям не всё равно, то в младшем школьном возрасте можно сформировать мораль в человеке, даже при отрицательном воздействии общества. Вторым, после уважения, нравственным тезисом Сухомлинского был: "Через красоту к красоте". «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…»


Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ALASKINA — sincerely

19

чем выше поднимаешься - тем больнее падать. чем больше понимаешь и добиваешься - тем сложнее возвращаться обратно и терять это. почему н...

15

возвращение на вьюи - лекарство. у меня появилось вдохновение. как в старые добрые времена, когда я училась в школе, смотрела футбол и со...

14

не время уже подводить итоги, год ушел. надеюсь, следом за ним ушла и прошлая я, со своими сожалениями, неоправданными ожиданиями и проче...

12

хочется необоснованно плакать. от страха или от одиночества. или от страха одиночества. казалось бы, мать, третий десяток идёт, а я рег...

12

захотелось заглянуть на минутку к вам. в конце концов прошло ни много, ни мало полгода. я наконец таки закончила универ, сьехала с общаги...

11

только что прозвучала очень интересная мысль . " каждое наше желание, которое возникло в голове уже осуществилось в будущем. в параллел...