Итак, я наконец-то начинаю писать про планирование (тайм-менеджмент, управление временем — как вам больше нравится). Хочу сразу предупредить, что всё написанное является лишь моим личным мнением и не претендует на право истины в последней инстанции. Я сама нахожусь в поиске идеальной (для себя) системы, и буду рассказывать лишь о том, что я опробовала на себе, и, как следствие, это будет моя история успехов и неудач. Думаю, будет интересно ;)
Поскольку данная тема достаточно обширна, в моём блоге будет рубрика, посвящённая этому вопросу. А сегодня "вводный урок" или
Что такое тайм-менеджмент и для чего он нужен?
Тайм-менеджмент — это технология организации времени и эффективности его использования. Проще говоря мы можем получить ответ на вопрос: "Как больше успевать и быть более эффективным?". Техник планирования времени великое множество, написано много книг, статей (хороших и не очень), но проблема такова: не существует универсального рецепта. Если что-то не получится с первого раза, не стоит огорчаться. Любые методики необходимо подстраивать под себя, добавляя, убирая и переделывая. Это может занять годы, но результат будет превосходным.
Планирование даёт ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем. Возникает чувство удовлетворённости, жизнь обретает смысл, становится более полной. Управляя своим временем, невозможно стоять на месте, потому что ты ставишь себе цели, видишь путь и идёшь вперёд.
Бытует распространённое мнение, что спланированная жизнь = скучная жизнь, и вообще, всё это двойная работа, да к тому же память ухудшается, потому что не держишь дела в голове, а записываешь их на бумагу. Обычно так говорят те, кто никогда не пробовал, или пробовал, но сдался, встретив первое препятствие. С ними спорить бесполезно. Понять, как оно на самом деле, можно только перебрав несколько техник и достигнув хотя бы одной цели. Хотя я не исключаю, что существуют люди, которым это не подходит. Вот только я сама раньше относила себя к тем, кому планирование противопоказано, потому что оно "убивает всякое творческое начало", а сейчас активно пользуюсь им.
Падения и взлёты.
Много ли я спотыкалась, двигаясь по пути поиска идеальной системы? Да на каждом шагу!
Моё самое первое знакомство с тайм-менеджментом началось в далёком 2011 году, когда мне было всего 13 лет. Мама вручила мне книжку Марлы Силли "Летающая домохозяйка" , в которой рассказывалось о FLY-системе. Если кратко — как привести свой дом в порядок и поддерживать чистоту, не превращаясь в загнанную лошадь. Конечно, к планированию как таковому эта система отношения не имеет, но какие-то идеи я сохраняю до сих пор, например, утренние и вечерние рутины.
Тут и случилось первое падение, которое остановило меня и привело к мнению "вся эта организация — бред, и мне совсем не подходит". Я не могла в точности следовать указаниям, данным в книге. Это происходило по разным причинам: отличие американского и русского порядка жизни, разница в возрасте (всё-таки книга предназначена для взрослых женщин), моё нежелание выполнять какие-то советы… Да, многое из этой книги просто не подходило лично мне, но кто бы объяснил, что необязательно делать всё слово в слово. Я потеряла уверенность в себе и в своих силах, разочаровалась в системе планирования, и это вылилось в моё крайнее неприятие ко всяким ограничениям.
Я отошла от всего этого на целый год. Но тут вновь мама вручила мне книжку, на этот раз Глеба Архангельского "Тайм драйв: как успевать жить и работать" . Хорошая книжка, советую. Я узнала о зоопарке вроде "слонов" и "лягушек", о расстановке приоритетов, о качественном отдыхе, поглотителях времени и хронометраже. Узнала и… не поняла, как это применить к своей жизни. Я же школьник, первая половина дня у меня чётко фиксирована, и я никак не могу её изменить. Ко мне вернулась знакомая, пусть и видоизменённая мысль: "Ой, ну я же не бизнесмен какой-нибудь, всё это планирование не для меня. Вырасту, тогда, может, посмотрим". Но я не могу сказать, что эта книга была совсем для меня бесполезной — я начала вести ежедневник. Да, вела я его жутко нерегулярно, но это был первый шажок в нужном направлении.
Позже я поняла, в чём была настоящая причина того, что всё это не клеилось в мою жизнь, что скрывалось за "это не для меня".
В середине 2013 года случился прорыв: я начала вести блокноты. Сначала их было три: блокнот учёта дел, пищевой дневник и сонник. Сейчас их количество равно шести, прибавились хронометраж, учёт финансов, "семь волшебных моментов прошедшего дня", и теперь я работаю над тем, чтобы соединить их в один большой блокнот. Подробнее об этом я расскажу в другом посте, а тут скажу, что не всё было гладко. Всё было в кочках и ухабах, но с каждым падением я понимала новую суть. И планирование наконец начало "клеиться" к моей жизни.
Поначалу я писала в блокнотах нерегулярно. Точнее, это было так — если я не заполнила один день, меня начинала грызть совесть. На следующий день я не могла написать, потому что предыдущий день был пустой, через день тоже не писала, смотря на предыдущие пустые листы, и оно нарастало как снежный ком, всё дальше и дальше. Бывало, что я забрасывала блокноты больше, чем на месяц. Для меня каждый раз было очень тяжело начинать снова, зная, что в прошлый раз я не смогла. Это привело меня к двум истинам:
1. Не бывает идеально, и не должно быть идеально.
2. Я имею право на ошибку.
И, как итог:
Перфекциониста — вон!
Весной 2015 года начались перемены, просто всё вокруг желало этих перемен. Я начала встречать нужных людей, отовсюду слышать важные слова. Я нашла несколько каналов на youtube, перечитала кучу статей и очень вдохновилась. Пришла ещё одна важная истина, без которой затея планирования ни к чему не приведёт:
Нужно видеть ЦЕЛЬ!
Без цели тайм-менеджмент является бессмысленным. Можно сравнить управление времени с картой, а цель — с местом прибытия. Если не знаешь, куда идти, никакая карта не поможет.
Сейчас я ищу новые методики, пробую их на себе и буду рада поделиться результатами с вами. Пишите мне на некто все ваши пожелания, предложения, всё, что бы вы хотели видеть и о чём поговорить :)