На досуге нашла очень интересную и полезную вещь "Кодекс взаимоотношений". Думаю, что это будет интересно не только тем, кто увлекается психологией, но и многим. Нашла в интернете похожую статью (сама читаю Психологию личности Л.Д. Столяренко):
Я — свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было ещё. Я пришёл в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.
Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям моим. Я дарю свободу всем. Никто — ни Родители, ни Близкие, ни Любимые — не являются моей собственностью.
Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал — я не буду на него в обиде. Мне приятна благодарность, но я никогда на неё не рассчитываю и тем более её не требую.
Я никому ничего не должен — я свободный человек. "Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их" (Фредерик Перлз). Мне приятно совершать добрые дела и я стараюсь их делать, но если я что-то кому-то не сделал (не смог или не захотел), — я не виню и не мучаю себя. Потому что людей мучить нельзя.
Если мы живём рядом или делаем общее дело, мы должны друг другу только то, о чём договорились. Пусть я подразумевал какие-то условия, но договора о них с человеком не было — значит, он ничего мне не должен. Даже если мы и договорились, а он нарушает договор — это ещё не повод для обид или претензий.
Пусть кто-то на что-то надеется, но если я прямо не обещал — обязанным себя не считаю. Если же я пообещал, это значит только то, что я хотел бы и буду стараться, чтобы так получилось. Тем, кто этого не понимает, я вообще ничего не обещаю. А тому, кто любит точность, сформулирую точно: "Обещаю постараться".
Если у человека неудача или неприятность, из-за которой он даже крупно подвёл меня, он будет для меня не виновным, а пострадавшим: он же не специально! Если происшедшим он расстроен и нуждается в моей поддержке, он её получит.
Если человек подвел меня потому, что не очень-то заботился (или вовсе не заботился) о моих интересах, это огорчительно, но не более того. Может быть, я постараюсь не связываться с ним в дальнейшем, но убивать (даже взглядом) за происшедшее я его не буду.
Впрочем, со своими детьми я очень строг и требователен. Но вовсе не потому, что когда-либо на них сержусь — нет, я хочу научить их быть ответственными людьми. Мне от них ничего всерьёз не надо, я требователен к ним — для них.
Мне нравится жить достойно. Я никогда намеренно не делаю дурного и всегда стараюсь поступать как лучше. Если же у меня получается плохо и у кого-то из-за этого неприятности — это достойно сожаления, но я не виноват. Я не знаю, что такое вина, и никогда на эту тему не переживаю.
Если понимать совесть как то, что в таких случаях "гложет" или "мучит" человека, то я против совести. Если бессовестный — тот, кто не позволяет не умной и не гуманной тёте Совести мучить человека, то я горжусь тем, что стал уже почти совсем бессовестным.
Мне нравится быть внутренне благополучным — всегда. Однако, если моё внутреннее благополучие кого-то расстроит (если, например, я его подвёл), я лично для него могу попереживать раскаяние и попросить прощения.
Тот, кто обманул меня, виноват не больше, чем тот, кто был правдив. Сказавший правду не мог позволить себе ложь. Обманувший не мог позволить себе честность: у него не хватило для этого сил или благородства.
Обман бывает наглый. Ну и что? Наглый — это тот, кто живёт по другим правилам игры. У меня такие же основания презирать его, как у него — меня, за мою недалекую ограниченную честность или доверчивость.
Если меня обманул близкий человек, я огорчён — жалею, что пока не сумел вызвать у него достаточно доверия. Виноват не тот, кто врёт, а кто отбил у человека желание говорить правду.
Сам я стараюсь быть честным, хотя и не делаю из честности культа — когда-то могу и соврать.
Не так важно, сказали вы правду или нет, главное — сделали ли вы это с пониманием и ответственностью. Главное — не врать себе.