Тема: простые и составные задачи на нахождение скорости, времени и
расстояния
Цель:
образовательная: ознакомить учащихся со способом определения времени
за известными скоростью и расстояния, повторить
выполнение действий над именными числами;
развивающая: развивать внимание, умение анализировать и решать задачи,
логическое мышление;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к книгам, рабочим местам,
и уважение к окружающим людям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица устных вычислений, таблица схемы задач, карточки
для самостоятельной работы, учебник;
Литература: Уроки математики 4 класс, Н.Б. Бакон, Н.Б. Шост.
Хронометраж урока
1.Организация начала урока.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Марьяна Александровна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Посмотрите все ли у вас готово для работы на уроке. На парте должны лежать: пеналы, учебники, рабочие тетради и дневники.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какие номера вам были заданы на дом?
- Что нужно было сделать в №396?
- А в №397 сколько должен был проехать автомобиль?
3. Актуализация опорных знаний.
3.1. Компоненты умножения и деления, игра «Восстановите примеры»
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Восстановите примеры». Вам нужно будет вставить пропущенные числа вместо - квадратика, и знаки вместо * - звездочки.
25 * = 100 25 ∙ 4 = 100
- Что нужно сделать в этом примере?
- Так какое действие у нас будет?
27 * = 39 + 42 27 + 54 = 39 + 42
- Какое действие будет в этом примере?
- Как вы узнали?
72 * = 6 72 ∙ 12 = 6
- Подумайте над этим примером!
(420 + 360) * 60 = 17 * (420 + 360) : 60 = 17 - 4
- Посмотрите на этот пример, он у нас загадочный! Давайте подумаем, как же нам его решить?
24 ∙ ( ∙) = 2400 6000: (25 ∙ 4) = 60
- Давайте подумаем, каким действием восстановим этот пример?
3.2. Повторение именованных чисел
- А сейчас мы с вами повторим именованные числа!
100 м = 10 дм
1 м = 100 см
1 т = 1 000 кг
1 кг = 1 000 г
1 ц = 100 кг
1 т = 10 ц
3.3 Повторение правил
Движущийся объект
Скорость
( V)
Время
(t)
Расстояние
(S)
Легковой автомобиль
90 км/ч
3 ч
? км
Сокол
200 км/ч
2 ч
? км
Реактивный самолет
? км/ч
2 ч
4000 км
- Это задача на нахождение скорости и расстояния.
- Ребята, какое действие нужно выполнить, чтобы узнать сколько километров проехал легковой автомобиль?
- Как вы узнали?
(правило на нахождение скорости)
- Сколько же километров пройдет легковой автомобиль, что на что нужно умножить?
- Посмотрите на реактивный самолет. Здесь у нас неизвестна его скорость, но известно его время и расстояния. Каким действием мы можем узнать скорость самолета?
- Как вы узнали?
(правило на нахождение скорости)
- Что на что нужно поделить?
- Значит реактивный самолет пролетит со скоростью 2000 км/ч.
- Ребята, запомните, скорость, время и расстояние имеют свои обозначения которые пишутся одной английской буквой: V, t, S.
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Сегодня мы с вами ознакомимся с новым для вас правилом, а также поработаем с учебником и тетрадью.
5. Восприятие и осознание учениками нового материала.
- Откройте ваши учебники на стр. 62 и ознакомьтесь с №398 самостоятельно.
- Ниже прочитайте правило, как определяется время.
- Послушайте задачу
Ворона пролетела 100 км со скоростью 50 км ⁄ч. Сколько времени летела ворона?
- Давайте составим краткую запись задачи с помощью мхемы
- Сколько километров пролетела ворона за 1 час?
- А сколько раз число 50 помещается в числе 100?
- Так какое у нас будет первое действие?
- Как вы узнали?
(правило на нахождения времени)
- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и перепишите правило с учебника на стр. 62. Этим правилом мы будем пользоваться на протяжении всего урока, а также правилом нахождения скорости и расстояния.
- Давайте посмотрим на №399. Прочитайте, что нужно найти в этой задаче.
- У нас есть движущийся объект, нам известна скорость и расстояние, но неизвестно время.
- Каким действием мы найдем время?
- Запишем решение этой задачи в тетрадь.
5.1. Релаксация
Ноги– представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.
Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно.
Живот– вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил.
Слоник ушел, можно расслабить животик.
Руки и плечи– превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками.
Теперь расслабьте плечи.
Шея– превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи.
Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке.
Лицо– натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица.
Муха улетела, и лицо может отдохнуть.
(Красный – мышцы напрягаются)
(Синий – мышцы расслабляются)
6. Осмысление знаний
- Задача №400. Давайте ее прочитаем, решим и запишем в тетради.
- О чем идет речь в задаче?
- По какой дороге ехал автомобиль?
- Какое расстояние проехал автомобиль по асфальтированной дороге?
- А по грунтовой?
- С какой скоростью?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
- Почему?
- Можем ли мы узнать за какое время автомобиль проехал по асфальтированной дороге, если нам известно скорость и расстояние?
- Каким действием?
- Что на что будем делить?
- А можем ли мы найти за какое время автомобиль проехал по грунтовой дороге?
- Каким действием?
- Зная время за которое автомобиль проехал по двум дорогам, можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи?
- Каким действием?
- Сколько действий в задаче?
- Смогли бы мы записать эту задачу выражением?
- №401
- О чем идет речь в задаче?
- Какое расстояние между двумя лодками?
- Что сказано про первую лодку?
- Что сказано про вторую лодку?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
- Каким действием?
- Разберите эту же задачу дома, только теперь наши лодки будут плыть на встречу друг к другу.
- №402
- О чем идет речь в задаче?
- Что нам известно о лодке?
- Что на известно о пловце?
- Что сказано про время?
- Какой главный вопрос задачи?
- Что нам нужно узнать сначала?
- Что для этого нужно сделать?
- Каким образом?
- Можем ли мы теперь, зная время движения, ответить на главный вопрос?
- Как узнать с какой скоростью двигался пловец?
- Сколько действий имеет задача?
7. Обобщение и систематизация знаний.
- Сейчас вы выполните самостоятельную работу.
Самостоятельная работа
1. Реши задачу.
Движущийся объект
Скорость
Время
Расстояние
Автобус
35 км ∕ ч
4 ч
? км
Мотоцикл
? км ∕ ч
2 ч
150 км
2. Найти значение выражения.
12 т 70 кг – 9 т 500 кг =
(10 т – 6 ц) : 2 =
24 м 75 см + 19 м 9 см =
(2 м – 80 см) ∙ 4 =
8. Итог урока.
- С каким правилом мы сегодня с вами ознакомились на уроке?
- Как звучит правило на нахождение расстояния?
- А как звучит правило на нахождения скорости?
9 Сообщение домашнего задания.
- Вашим домашним заданием будут №№ 406 – 407. В № 406 вам нужно будет найти скорость, время и расстояние, не забывая при этом правила, а в № 407 нужно будет решить задачу на нахождение расстояния.