15. Социальный статус и социальные роли личности.
Социальный статус личности - это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе или сообществу, совокупность ее социальных ролей и качество и степень их выполнения.
Он охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: Профессию, квалификацию, образование, характер выполняемой работы, должность, материальное положение, наличие власти, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые отношения, принадлежность к демографическим или этнических групп (национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи). Все это Р. Мертон называет «статусным набором». Социальные статусы делятся на присвоены или полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность) и достигнуты, или приобретенные собственными усилиями индивида (семейное положение, профессионально-квалификационный уровень и т.п.). Среди статусов отличают интегральный и вспомогательные. Иногда их взаимодействие может приводить внутриличностные конфликты.
Социальная роль - типичное поведение человека, связанная с ее социальным статусом, не вызывает негативной реакции социальной среды.
Человек в общественной жизни, как правило, выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, по терминологии Р. Мертона, «ролевой набор». Социальные роли могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта) или иметь неформальный характер (моральные нормы поведения в определенном обществе).
Одна из первых попыток систематизации социальных ролей принадлежит Т. Парсонсу, по мнению которого их характеризуют:
- Эмоциональность (одна роль требует эмоциональной сдержанности, другая - полной раскованности);
- Способ получения (одни роли присущи личности органично, Другие виборюються ней);
- Масштабность (сформулированы и строго ограничены или нечеткие и размытые);
- Степень формализации (действие по жестко установленным правилам и предписаниям или произвольное действие);
- Характер и направленность мотивов (ориентированные на личное или общее благо).
Об социальная роли говорится случае, когда по длительной социального взаимодействия регулярно воспроизводятся определенные стереотипы поведению. То есть роль является отдельным аспектом целостного поведения. Конкретные индивиды выступают во многих ролях. Противоречия между отдельными социальными ролями порождают ролевые конфликты, как внутри-, так и межличностные. Они часто выступают как борьба мотивов деятельности, что свидетельствует не только о существовании иерархии социальных статусов, но и об иерархии социальных ролей. Свободный выбор лицом первоочередности реализации определенных мотивов является относительным, поскольку человек находится под давлением социальных функций, статусов и ролей, благодаря чему становится частью общества, социальной общности. Совокупность социальных ролей личности отражает социальные отношения в обществе. Социальный статус и социальная роль является основными понятиями ролевых теорий личности.
Ролевые теории личности. Их авторы Д. Мид, Р. Мертон и другие признают зависимость социальной роли человека как существа социального ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение между представлениями о социальной роли той или иной личности и ее реальным поведением является основой социальных конфликтов, имеющих межличностный характер. Вследствие выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой, может возникнуть внутренний конфликт личности. Его следствием, как правило, является стресс. Именно в выявлении предконфликтных и передстресових ситуаций или оснований для этого, а также в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей и заключается роль социологии.
Теории социальной установки. Они рассматривают личность как результат действия установок, влияний, давления. Аккумуляция человеком в течение жизни различных установок приводит к тому, что он привыкает быть личностью; в ней состоит принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.
Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В ней находят дальнейшее развитие исходные положения теории социальной установки. Базовым в ней есть понятие «диспозиции личности».
Диспозиция личности - склонность человека к определенному восприятию условий деятельности и определенного поведения в этих условиях.
Диспозиции подразделяются на высшие, среднего типа и ниже. Высшие диспозиции регулируют общую поведение личности, определяют ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (склонность личности к конкретному типу поведения в конкретных ситуациях, В конкретном предметном и социальной среде). Диспозиции среднего типа дифференцируют восприятия и реакции личности на различные группы и совокупность объектов и явлений социальной действительности. Ниже диспозиции - это склонность к определенному поведению в конкретных сферах деятельности, направленность действий и поступков в типичных ситуациях.
Структурно диспозиции содержат три компонента: когнитивный (осознание личностью объекта установки на абстрактно-теоретическом уровне); аффективный (эмоциональная оценка объекта); конативний, поведенческий (свобода и стремление к действию, направленная на объект переддия).
Теории референтной группы. По мнению их сторонников, сверхширокие социальные образования неспособны обеспечить комфортное самочувствие и существования личности, поэтому референтные группы больше соответствуют ее стремлениям, интересам и потребностям, поскольку она сама выбирает их, относится к ним по своей воле.
Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой принадлежал в прошлом, предстоит в конкретное время, стремится принадлежать в будущем.
Референтными группами могут быть различные социальные общности: семья, класс, религиозные общины, производственные кооперативы, политические партии и т.д..
В регуляции жизнедеятельности личности важную роль играют нормы (правило, образец) как средства социальной регуляции и контроля деятельности субъектов. Они непосредственно влияют на процессы мышления и характер действий личности, определяют содержание установок, диспозиций, влияющие на процесс социализации личности.
На различных проблемах развития личности сосредоточиваются концепции системного подхода, управления, теории «человеческих отношений» и др.. Однако фрагментарность ее методологии не позволяет раскрывать всю полноту механизмов жизнедеятельности личности.
Еще одно направление связано с изучением феномена активности личности, т.е. с анализом личности как субъекта собственной жизнедеятельности, жизнедеятельности социальных групп и общества в целом. Главное место в нем занимает исследование жизненной позиции личности. Например, Ж. Пиаже и Р. Мертон, анализируя социальную адаптацию личности, пришли к выводу, что это - двусторонний процесс, результат встречной активности субъекта и социальной среды. Включаясь в общественную жизнь, личность сохраняет свободу выбора социальных ролей, социальных общностей, ценностей, форм и видов деятельности. Уровень свободы социальной активности человека зависит от типа общества, каждый из которых по-разному ограничивает свободу выбора. Но даже при тоталитарных, авторитарных режимов человек пытается проявлять активность в реализации цели.
Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращение ее в субъект общественных отношений.
Основными критериями активности личности является направленность на определенные интересы, потребности, ценности, особенности их принятия и реализации. В целом жизненная позиция личности является многомерной. Она интегрирует всю личностную структуру, обеспечивает человеку определенный уровень включенности в жизнедеятельность социальной среды и ее самоопределение как субъекта собственного жизненного пути и образа жизни. Объектом позиции личности является социальное положение личности, ее жизненный путь в обществе.
Показателем активности личности является жизненный контроль. Он является характеристикой личности как субъекта деятельности, ее роли в решении собственных дел, проблем окружающего мира.
Жизненная позиция личности как социальный феномен характеризует человека как субъекта определенного образа жизни, позволяет зафиксировать специфические особенности и направленность деятельности отдельного человека, определенного сообщества в различных сферах жизни - в семье, на работе, в общественной деятельности, об использовании свободного времени.
Жизненный путь личности является детерминированным обществом и свободным выбором человека, процессом поэтапного вовлечения в общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и самоутверждения.
Проблематика человека является центральной в социогуманитарных науках. В социологии антропологические проблемы тесно связаны с социальной практикой человека.
16. Гендер и пол. История и современность.
Современной социальной наукой различаются понятия пол и гендер. Пол - один из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и является анатомической и физиологической данностью, т.е. совокупностью биологических признаков, являющихся предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу (мужскому или женскому).
Многими исследователями считается, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.
Но кроме биологических различий между мужчинами и женщинами имеет место множество различий, обуславливающихся причинами, которые не являются биологическими по своей природе, то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов.
С целью более четкого разграничения различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, которые определяют их поведение, и был введен термин «гендер». Введение данного термина, как понятия, позволило, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол.
В результате разделения понятий биологического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».
Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.
Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положение (статус) и роль в обществе и его институтах — семье, политике, экономике, образовании, СМИ и др. Он выступает как система, со здающая различия в положении женщин и мужчин в социуме через соотношение власти и подчинения.
Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.
По мере развития научных исследований стало ясно, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе» (Э. Гидденс, 1999).
Понятие «гендерная социология» встречается в западной социологии относительно редко. Чаще используются термины «гендерные отношения» и «гендерные исследования».
В современной науке широко представлен гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов. Дифференциация понятий «пол» и «гендер» означает выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов, изучение особенностей социальных характеристик пола и взаимодействия полов между собой.
Гендерная социология — это специальная социологическая теория, которая изучает процессы развития и социального взаимодействия двух гендерных общностей: мужской и женской.
Изучается их взаимодействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, политических, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях.
Во многих социологических теориях представлен гендерный аспект: социология труда и занятости, социология детства, социология семьи и т.д.
Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демографические общности, различающиеся социальным статусом (положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют исторически сложившиеся взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им образ социальной реальности.
Предметом исследования являются социальный статус мужнин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием конкретных условий: исторических, политических, духовных.
Гендерное неравенство проявляется чаще всего как социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- и макроуровнях.
Гендерная социология изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделение труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининное -ти), их влияние на разные стороны общественной жизни.
В настоящее время существуют три направления в гендерной теории: традиционно-философское(интерпретация гендерных отношений и гендерного неравенства); феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права); теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объективной и субъективной реальности, согласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, прогностическая.
Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства всегда в той или иной мере признавали социологи и стремились объяснить причины неравенства между мужчинами и женщинами с точки зрения социально-экономических, социально-психологических, социально-культурных аспектов.
Существует три основных измерения гендера: индивидуальный — через гендерную идентичность и гендерную социализацию, структурный — как реальное положение мужчин и женщин в структуре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образование, семью, медицину; исимволический, или культурный, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» (ТА. Гурко, 1998).
Антропологи, этнографы, историки давно установили относительность представлений о типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе считается типично мужским занятием, поведением, чертой характера, в другом — может определяться как женское.
Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С мальчиками и девочками родители обращаются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы: в зависимости от пола ребенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализации семья (родители и другие родственники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), культура в целом (книги и средства массовой информации, театр, кино и пр.) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются культурными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.
Устойчивые представления о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном складываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» мужчин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.
Идеальные стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличаются друг от друга в зависимости от исторически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных обществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.
В советский период идеальным становится образ работницы и матери, активистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо страны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нормального существования семьи, и одновременно исполнять обязанности хозяйки дома, жены и матери.
В постсоветский период стала доминировать идея «естественного предназначения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассоциацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимущественно два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка — подруга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель — это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.
Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно процесс формирования гендера осуществляется в детском и юношеском возрасте.
Конструирование гендера происходит в различных сферах жизнедеятельности молодого человека(политической, культурной и общественной жизни, семейной и репродуктивной сферах, в сфере образования, занятости и многих других) посредством различных способов и механизмов воздействия.
Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Он отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от пола. В каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы во времени изменяются, но гендерная асимметрия остается. Традиционно то, что предписывается женщинам, оценивается как менее значимое, вторичное (второсортное).
Гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер выступает одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими показателями, как раса, национальность, возраст организует систему социальной иерархии. Гендерная система развивается и поддерживается через сознание людей. Гендерное сознание конструируется посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество применяет санкции к нарушителям, наклеивает ярлыки. Такая стигмация весьма болезненно переживается людьми и может вызывать стрессы, психические расстройства.
Действия индивида оказываются тесно связанными с его гендерным статусом и соответствуют социальным ожиданиям; индивиды на микроуровне поддерживают или конструируют гендерные различия.
Базовым элементом конструирования являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый — когнитивный компонент — представления молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеждения и суждения о разных полах, совокупность взглядов на гендерные отношения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй — эмо-тивный (аффективный) компонент — эмоциональная оценка чувств, связанных с гендерной принадлежностью, отношением к своему и противоположному полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий — поведенческий (конативный) компонент — последовательное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к реальным положительным или отрицательным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятельности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирование и путь достижения своих жизненных планов, целей.
Существуют также гендерные стереотипы как особые социальные установки — простые по форме, примитивные и неточные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Гендерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти системы асимметричны. Асимметрия проявляется в том, что все мужское (маскулинное) — черты характера, модели поведения, профессии — считается значимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, подчиненное и незначительное.
Гендерная асимметрия означает диспропорцию удельного веса мужчин и женщин в конкретной сфере жизнедеятельности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различных сферах жизни.
Например, в населении большинства стран женщины составляют от 51 до 54% (в Индии — 48% населения). Но обратим внимание на тот факт, что среди политиков национального и регионального уровней их существенно меньше. Женщины в структуре населения России составляют 53%. По итогам переписи 2002 г. на 1000 мужчин в России приходится 7 женщин. Однако в Государственной Думе созыва 1999 г. было 7% (2007 г. — 14% депутатов-женщин), среди крупных предпринимателей России лишь 3% женщин. Женщины составляют 56% лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом составляют чуть более 40% доходов мужчин; их значительно меньше среди руководителей всех уровней.
Источником гендерной асимметрии иногда выступают государственные структуры, например, в мусульманских фундаменталистских государствах женщины лишены права участвовать в выборах, права на работу вне дома, права на образование.
Но чаще всего источником гендерной асимметрии является скрытая дискриминация и патриархатные установки. Так, например, низкое представительство женщин во власти объясняется их нежеланием идти в политику и тем, что «естественное предназначение женщин лежит в иной сфере».
Исследования по гендерной тематике чаще всего ведутся в проблемном поле социальных проблем женщин, гендерные проблемы мужчин изучены в значительно меньшей степени. Исследовательские гендерные центры основные направления своей деятельности концентрируют на социально-экономических аспектах занятости, специфике управления женским коллективом, изучается женщина-руководитель, анализируется активность женщин в политической сфере, особенности женского электората. Объектом особого внимания становится семейная жизнь: изучается одинокое материнство, комплекс проблем взаимоотношений мужчин и женщин в браке, после развода, новым феноменом становится изучение образа жизни женщин-домохозяек.
Специфика социальных проблем мужчин отражается в основном в рамках военной социологии. Но концептуально исследования мужчин весьма неоднородны, хотя в большинстве из них отмечается, что не только женщины страдают от навязанных им обществом гендерных ролевых стереотипов, но и мужчины постоянно сталкиваются с трудностями ' исполнения рекомендуемых (навязанных) им ролей. Наука почти никогда не обращалась к переживаниям мужчин. Поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Мужественность понимается как набор социальных норм, которые содержат предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Структура ролевых норм складывается из трех факторов: первый — нормативные статусные ожидания — мужчина завоевывает статус и уважение других членов общества, осознает необходимость быть лучше других и обладать властью или влиянием; второй — норма независимости и самодостаточности —отражает ожидания от мужчин умственной компетентности, эмоциональной сдержанности и физической силы; третий — норма антиженственности — ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности, отличаться от женщин.
Относительно недавно исследователи высказали идею, что корректнее все-таки говорить о многочисленных вариантах маскулинности. Раса, национальность, принадлежность к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальная ориентация влияет на то, что именно вкладывается в понятие мужественности. Но даже в примитивных обществах мальчики усваивают, что они обязаны обладать способностью обеспечить питанием женщин и детей. Лишь немногие могут от этого уклониться и стать бродягами, монахами, жить в одиночестве, т.е. социально дистанцироваться от ответственности за других людей.
Российская маскулинность и феми-нинность репрезентируются в современных средствах массовой информации и имеют иерархический характер. Профессиональная занятость, более того, высокий уровень профессионализма, материальная независимость, соревновательность, успешность, автономность, гетеросексу-альность выступают социальными маркерами гегемонной маскулинности.
Анализ проблем гендерной социологии тесно связан с рассмотрением такого явления, как феминизм. Что касается феминистских теорий, то все они основаны на утверждении, что путь освобождения женщины лежит через изменение ее сознания — освобождение от устаревших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движение с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дискриминации женщин.
Первая волна феминизма приходится на XIX — первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредоточением усилий на достижении юридического равноправия полов. В середине XX в. начинается вторая волна феминизма — борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие направления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей волне феминизма происходит усложнение и дробление современного феминистского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими направлениями (радикальным, либеральным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторонники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендерные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.
Феминизм как общественно-политическое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изменений, направленных на достижение реального социального равенства женщин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представления делят весь спектр человеческих качеств на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и соперничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность проявлений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.
Феминизм, выступающий за искоренение гендерной стратификации, предполагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и работы. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патриархата в семье и обществе, ибо он искажает отношения между мужчиной и женщиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современное женское движение ставит своей целью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.
Попытки проникновения феминизма в академическую (научную) среду обернулись возникновением гендерных исследований (в том числе в социологии) как реакции на ангажированность этого движения.