21 апреля 2014 года в21.04.2014 17:48 4 0 10 1

15. Социальный статус и социальные роли личности.

Социальный статус личности - это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе или сообществу, совокупность ее социальных ролей и качество и степень их выполнения.

Он охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: Профессию, квалификацию, образование, характер выполняемой работы, должность, материальное положение, наличие власти, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые отношения, принадлежность к демографическим или этнических групп (национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи). Все это Р. Мертон называет «статусным набором». Социальные статусы делятся на присвоены или полученные независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность) и достигнуты, или приобретенные собственными усилиями индивида (семейное положение, профессионально-квалификационный уровень и т.п.). Среди статусов отличают интегральный и вспомогательные. Иногда их взаимодействие может приводить внутриличностные конфликты.

Социальная роль - типичное поведение человека, связанная с ее социальным статусом, не вызывает негативной реакции социальной среды.

Человек в общественной жизни, как правило, выполняет несколько социальных ролей, которые образуют, по терминологии Р. Мертона, «ролевой набор». Социальные роли могут закрепляться формально (через посредство закона или иного правового акта) или иметь неформальный характер (моральные нормы поведения в определенном обществе).

Одна из первых попыток систематизации социальных ролей принадлежит Т. Парсонсу, по мнению которого их характеризуют:

- Эмоциональность (одна роль требует эмоциональной сдержанности, другая - полной раскованности);

- Способ получения (одни роли присущи личности органично, Другие виборюються ней);

- Масштабность (сформулированы и строго ограничены или нечеткие и размытые);

- Степень формализации (действие по жестко установленным правилам и предписаниям или произвольное действие);

- Характер и направленность мотивов (ориентированные на личное или общее благо).

Об социальная роли говорится случае, когда по длительной социального взаимодействия регулярно воспроизводятся определенные стереотипы поведению. То есть роль является отдельным аспектом целостного поведения. Конкретные индивиды выступают во многих ролях. Противоречия между отдельными социальными ролями порождают ролевые конфликты, как внутри-, так и межличностные. Они часто выступают как борьба мотивов деятельности, что свидетельствует не только о существовании иерархии социальных статусов, но и об иерархии социальных ролей. Свободный выбор лицом первоочередности реализации определенных мотивов является относительным, поскольку человек находится под давлением социальных функций, статусов и ролей, благодаря чему становится частью общества, социальной общности. Совокупность социальных ролей личности отражает социальные отношения в обществе. Социальный статус и социальная роль является основными понятиями ролевых теорий личности.

Ролевые теории личности. Их авторы Д. Мид, Р. Мертон и другие признают зависимость социальной роли человека как существа социального ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение между представлениями о социальной роли той или иной личности и ее реальным поведением является основой социальных конфликтов, имеющих межличностный характер. Вследствие выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой, может возникнуть внутренний конфликт личности. Его следствием, как правило, является стресс. Именно в выявлении предконфликтных и передстресових ситуаций или оснований для этого, а также в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей и заключается роль социологии.

Теории социальной установки. Они рассматривают личность как результат действия установок, влияний, давления. Аккумуляция человеком в течение жизни различных установок приводит к тому, что он привыкает быть личностью; в ней состоит принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В ней находят дальнейшее развитие исходные положения теории социальной установки. Базовым в ней есть понятие «диспозиции личности».

Диспозиция личности - склонность человека к определенному восприятию условий деятельности и определенного поведения в этих условиях.

Диспозиции подразделяются на высшие, среднего типа и ниже. Высшие диспозиции регулируют общую поведение личности, определяют ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (склонность личности к конкретному типу поведения в конкретных ситуациях, В конкретном предметном и социальной среде). Диспозиции среднего типа дифференцируют восприятия и реакции личности на различные группы и совокупность объектов и явлений социальной действительности. Ниже диспозиции - это склонность к определенному поведению в конкретных сферах деятельности, направленность действий и поступков в типичных ситуациях.

Структурно диспозиции содержат три компонента: когнитивный (осознание личностью объекта установки на абстрактно-теоретическом уровне); аффективный (эмоциональная оценка объекта); конативний, поведенческий (свобода и стремление к действию, направленная на объект переддия).

Теории референтной группы. По мнению их сторонников, сверхширокие социальные образования неспособны обеспечить комфортное самочувствие и существования личности, поэтому референтные группы больше соответствуют ее стремлениям, интересам и потребностям, поскольку она сама выбирает их, относится к ним по своей воле.

Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой принадлежал в прошлом, предстоит в конкретное время, стремится принадлежать в будущем.

Референтными группами могут быть различные социальные общности: семья, класс, религиозные общины, производственные кооперативы, политические партии и т.д..

В регуляции жизнедеятельности личности важную роль играют нормы (правило, образец) как средства социальной регуляции и контроля деятельности субъектов. Они непосредственно влияют на процессы мышления и характер действий личности, определяют содержание установок, диспозиций, влияющие на процесс социализации личности.

На различных проблемах развития личности сосредоточиваются концепции системного подхода, управления, теории «человеческих отношений» и др.. Однако фрагментарность ее методологии не позволяет раскрывать всю полноту механизмов жизнедеятельности личности.

Еще одно направление связано с изучением феномена активности личности, т.е. с анализом личности как субъекта собственной жизнедеятельности, жизнедеятельности социальных групп и общества в целом. Главное место в нем занимает исследование жизненной позиции личности. Например, Ж. Пиаже и Р. Мертон, анализируя социальную адаптацию личности, пришли к выводу, что это - двусторонний процесс, результат встречной активности субъекта и социальной среды. Включаясь в общественную жизнь, личность сохраняет свободу выбора социальных ролей, социальных общностей, ценностей, форм и видов деятельности. Уровень свободы социальной активности человека зависит от типа общества, каждый из которых по-разному ограничивает свободу выбора. Но даже при тоталитарных, авторитарных режимов человек пытается проявлять активность в реализации цели.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращение ее в субъект общественных отношений.

Основными критериями активности личности является направленность на определенные интересы, потребности, ценности, особенности их принятия и реализации. В целом жизненная позиция личности является многомерной. Она интегрирует всю личностную структуру, обеспечивает человеку определенный уровень включенности в жизнедеятельность социальной среды и ее самоопределение как субъекта собственного жизненного пути и образа жизни. Объектом позиции личности является социальное положение личности, ее жизненный путь в обществе.

Показателем активности личности является жизненный контроль. Он является характеристикой личности как субъекта деятельности, ее роли в решении собственных дел, проблем окружающего мира.

Жизненная позиция личности как социальный феномен характеризует человека как субъекта определенного образа жизни, позволяет зафиксировать специфические особенности и направленность деятельности отдельного человека, определенного сообщества в различных сферах жизни - в семье, на работе, в общественной деятельности, об использовании свободного времени.

Жизненный путь личности является детерминированным обществом и свободным выбором человека, процессом поэтапного вовлечения в общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и самоутверждения.

Проблематика человека является центральной в социогуманитарных науках. В социологии антропологические проблемы тесно связаны с социальной практикой человека.

16. Гендер и пол. История и современность.

Современной социальной наукой различаются понятия пол и гендер. Пол - один из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и является анатомической и физиологической данностью, т.е. совокупностью биологических признаков, являющихся предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу (мужскому или женскому).

Многими исследователями считается, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.

Но кроме биологических различий между мужчинами и женщинами имеет место множество различий, обуславливающихся причинами, которые не являются биологическими по своей природе, то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов.

С целью более четкого разграничения различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, которые определяют их поведение, и был введен термин «гендер». Введение данного термина, как понятия, позволило, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол.

В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах — семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, со здающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие раз­личия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не явля­ющимися биологическими по своей при­роде» (Э. Гидденс, 1999).

Понятие «гендерная социология» встречается в западной социологии от­носительно редко. Чаще используются термины «гендерные отношения» и «гендерные исследования».

В современной науке широко представлен гендерный подход к анализу социальных и культур­ных явлений и процессов. Дифферен­циация понятий «пол» и «гендер» озна­чает выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов, изучение особенностей соци­альных характеристик пола и взаимодей­ствия полов между собой.

Гендерная социология — это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и женской.

Изучается их взаи­модействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, полити­ческих, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях.

Во многих социологических теориях пред­ставлен гендерный аспект: социология труда и занятости, социология детства, социология семьи и т.д.

Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демогра­фические общности, различающиеся социальным статусом (положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют историчес­ки сложившиеся взаимоотношения муж­чин и женщин и соответствующий им образ социальной реальности.

Предметом исследования являются социальный статус мужнин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием кон­кретных условий: исторических, полити­ческих, духовных.

Гендерное неравенство проявляется чаще всего как социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по призна­ку пола на микро- и макроуровнях.

Гендерная социология изучает зако­номерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделе­ние труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулин­ности) и женственности (фемининное -ти), их влияние на разные стороны об­щественной жизни.

В настоящее время существуют три направления в гендерной теории: тради­ционно-философское(интерпретация гендерных отношений и гендерного неравен­ства); феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борь­бы за свои права); теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объек­тивной и субъективной реальности, со­гласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, про­гностическая.

Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства всегда в той или иной мере признава­ли социологи и стремились объяснить причины неравенства между мужчинами и женщинами с точки зрения социально-экономических, социально-психологи­ческих, социально-культурных аспектов.

Существует три основных измерения гендера: индивидуальный — через гендер­ную идентичность и гендерную социа­лизацию, структурный — как реальное положение мужчин и женщин в струк­туре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образо­вание, семью, медицину; исимволический, или культурный, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное исто­рическое время включается в образы «на­стоящий мужчина» и «настоящая жен­щина» (ТА. Гурко, 1998).

Антропологи, этнографы, историки давно установили относительность пред­ставлений о типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе счи­тается типично мужским занятием, по­ведением, чертой характера, в другом — может определяться как женское.

Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.

Идеальные стереотипы мужествен­ности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличают­ся друг от друга в зависимости от исто­рически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных об­ществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

В советский период идеальным ста­новится образ работницы и матери, ак­тивистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо стра­ны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нор­мального существования семьи, и одно­временно исполнять обязанности хозяй­ки дома, жены и матери.

В постсоветский период стала доми­нировать идея «естественного предназна­чения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассо­циацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимуществен­но два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка — под­руга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель — это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

Исследователи отмечают, что наибо­лее интенсивно процесс формирования гендера осуществляется в детском и юно­шеском возрасте.

Конструирование гендера происхо­дит в различных сферах жизнедеятель­ности молодого человека(политической, культурной и общественной жизни, се­мейной и репродуктивной сферах, в сфе­ре образования, занятости и многих дру­гих) посредством различных способов и механизмов воздействия.

Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставле­ние. Он отражает асимметричные куль­турные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от пола. В каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), биологическому полу предпи­сываются социальные роли, которые счи­таются культурно вторичными. Соци­альные нормы во времени изменяются, но гендерная асимметрия остается. Тра­диционно то, что предписывается жен­щинам, оценивается как менее значи­мое, вторичное (второсортное).

Гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер выступает одним из способов социальной стратификации об­щества, который в сочетании с такими социально-демографическими показате­лями, как раса, национальность, возраст организует систему социальной иерархии. Гендерная система развивается и под­держивается через сознание людей. Гендерное сознание конструируется посред­ством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение ко­торых общество применяет санкции к на­рушителям, наклеивает ярлыки. Такая стигмация весьма болезненно пережи­вается людьми и может вызывать стрес­сы, психические расстройства.

Действия индивида оказываются тес­но связанными с его гендерным статусом и соответствуют социальным ожидани­ям; индивиды на микроуровне поддер­живают или конструируют гендерные различия.

Базовым элементом конструирова­ния являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый — когнитивный компонент — представле­ния молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеж­дения и суждения о разных полах, сово­купность взглядов на гендерные отно­шения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй — эмо-тивный (аффективный) компонент — эмоциональная оценка чувств, связан­ных с гендерной принадлежностью, от­ношением к своему и противоположно­му полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий — поведенческий (конативный) компонент — последова­тельное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к ре­альным положительным или отрицатель­ным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятель­ности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирова­ние и путь достижения своих жизненных планов, целей.

Существуют также гендерные стерео­типы как особые социальные установки — простые по форме, примитивные и не­точные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Ген­дерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти си­стемы асимметричны. Асимметрия про­является в том, что все мужское (мас­кулинное) — черты характера, модели поведения, профессии — считается зна­чимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, под­чиненное и незначительное.

Гендерная асимметрия означает дисп­ропорцию удельного веса мужчин и жен­щин в конкретной сфере жизнедеятель­ности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропор­циональная представленность соци­альных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различ­ных сферах жизни.

Например, в населении большинства стран женщины составляют от 51 до 54% (в Индии — 48% населения). Но обра­тим внимание на тот факт, что среди политиков национального и региональ­ного уровней их существенно меньше. Женщины в структуре населения Рос­сии составляют 53%. По итогам перепи­си 2002 г. на 1000 мужчин в России приходится 7 женщин. Однако в Госу­дарственной Думе созыва 1999 г. было 7% (2007 г. — 14% депутатов-женщин), среди крупных предпринимателей России лишь 3% женщин. Женщины составляют 56% лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом составляют чуть бо­лее 40% доходов мужчин; их значительно меньше среди руководителей всех уровней.

Источником гендерной асимметрии иногда выступают государственные струк­туры, например, в мусульманских фун­даменталистских государствах женщины лишены права участвовать в выборах, права на работу вне дома, права на об­разование.

Но чаще всего источником гендерной асимметрии является скрытая дискри­минация и патриархатные установки. Так, например, низкое представительство жен­щин во власти объясняется их нежела­нием идти в политику и тем, что «естест­венное предназначение женщин лежит в иной сфере».

Исследования по гендерной темати­ке чаще всего ведутся в проблемном поле социальных проблем женщин, гендер­ные проблемы мужчин изучены в зна­чительно меньшей степени. Исследова­тельские гендерные центры основные направления своей деятельности концен­трируют на социально-экономических аспектах занятости, специфике управле­ния женским коллективом, изучается женщина-руководитель, анализируется активность женщин в политической сфе­ре, особенности женского электората. Объектом особого внимания становит­ся семейная жизнь: изучается одинокое материнство, комплекс проблем взаи­моотношений мужчин и женщин в браке, после развода, новым феноменом ста­новится изучение образа жизни женщин-домохозяек.

Специфика социальных проблем муж­чин отражается в основном в рамках военной социологии. Но концептуаль­но исследования мужчин весьма неоднородны, хотя в большинстве из них от­мечается, что не только женщины страда­ют от навязанных им обществом гендер­ных ролевых стереотипов, но и мужчины постоянно сталкиваются с трудностями ' исполнения рекомендуемых (навязан­ных) им ролей. Наука почти никогда не обращалась к переживаниям мужчин. Поведение мужчин основывается на пред­ставлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Мужествен­ность понимается как набор социальных норм, которые содержат предписания и запреты относительно того, что мужчи­нам надо чувствовать и делать. Структура ролевых норм складывается из трех фак­торов: первый — нормативные статус­ные ожидания — мужчина завоевывает статус и уважение других членов обще­ства, осознает необходимость быть луч­ше других и обладать властью или вли­янием; второй — норма независимости и самодостаточности —отражает ожи­дания от мужчин умственной компетен­тности, эмоциональной сдержанности и физической силы; третий — норма ан­тиженственности — ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности, отличаться от женщин.

Относительно недавно исследователи высказали идею, что корректнее все-таки говорить о многочисленных вариантах маскулинности. Раса, национальность, принадлежность к определенному соци­альному классу и субкультуре, сексуаль­ная ориентация влияет на то, что именно вкладывается в понятие мужественности. Но даже в примитивных обществах маль­чики усваивают, что они обязаны обла­дать способностью обеспечить питани­ем женщин и детей. Лишь немногие могут от этого уклониться и стать бро­дягами, монахами, жить в одиночестве, т.е. социально дистанцироваться от от­ветственности за других людей.

Российская маскулинность и феми-нинность репрезентируются в современных средствах массовой информации и имеют иерархический характер. Профес­сиональная занятость, более того, высокий уровень профессионализма, материаль­ная независимость, соревновательность, успешность, автономность, гетеросексу-альность выступают социальными мар­керами гегемонной маскулинности.

Анализ проблем гендерной социоло­гии тесно связан с рассмотрением тако­го явления, как феминизм. Что касается феминистских теорий, то все они осно­ваны на утверждении, что путь освобож­дения женщины лежит через изменение ее сознания — освобождение от устарев­ших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

Первая волна феминизма приходит­ся на XIX — первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается вторая волна феминизма — борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими на­правлениями (радикальным, либераль­ным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм как общественно-полити­ческое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изме­нений, направленных на достижение реального социального равенства жен­щин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представле­ния делят весь спектр человеческих ка­честв на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и со­перничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность прояв­лений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации, пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современ­ное женское движение ставит своей це­лью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.

Попытки проникновения феминизма в академическую (научную) среду обер­нулись возникновением гендерных ис­следований (в том числе в социологии) как реакции на ангажированность этого движения.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

DONTREAD — Это просто Вьюи блог

4

1.Причины и время возникновения социологии как науки. Основоположники социологии. Взаимосвязь с другими социально-гуманитарными дисциплин...

3

3. Объект и предмет изучения социологии на микро и макро уровнях. Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие соци...

4

5. Социальная группа. Типы социальных групп в обществе. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным ...

4

7. Этническая структура общества. Исторические формы этноса. В социальной структуре общества особое место занимают этнические общности ...

4

9. Социология классов Маркса. Социология классов и классовой борьбы Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Кар...

4

11. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей соци...