'Два с плюсом' и 'пять с минусом' - в переводе с моего на обычный человеческий: все спектакли для меня сводились к: "хреново, но спасибо, что старались" и "отлично, но не шедевр".
Старинное предание критиков гласит: если не знаешь, что сказать о спектакле, то просто начни говорить о нём с тем, кто его не смотрел. Ну, не дословно как-то так.
Итак. Самое.. нет, даже, пожалуй, единственное яркое впечатление до сих пор остаётся у меня от спектакля "Лёд" Богомолова. Театр из Варшавы (Польша). Синхрон через наушник от самого его величества Богомолова. На его синхрон можно отдельную рецензию писать, но об этом позже. Второй день пытаюсь выразить, о чём этот спектакль. Не могу. Нет, не в том плане, что это была какая-то бессмысленная чушь, как раз наоборот - смыслов столько, причём разных абсолютно, что в одно никак не сливается. Хорошо, вот вам смысл №1 - по яркости его выражения в спектакле, по значимости в нём, да и вообще: все люди появляются на этот свет, растут, женятся, создают себе подобных и умирают. Всё до такой степени тупо неизменно, что аж тошнит. Зачем это всё? Кому это надо?
Однако, выделиться из толпы - всё же не то, к чему стремятся герои спектакля. Они стремятся к добру и пониманию.. к миру во всём мире этакому, но убивая себе подобных под видом совершения благородной миссии. От того и страшно.
В лучших богомоловских традициях актёры на сцене матерились и трахались всю первую половину спектакля. Вторая тоже была не без этого, но за счёт смысловой перегрузки это уже не так бросалось в глаза. Был бы антракт — ушла, вот честное слово. Никогда бы не подумала, что мне, любителю консервативного классического театра, когда-нибудь понравится Богомолов. Но если всё познаётся в сравнении, то он среди участников «Маски» действительно был ярче.
Не знаю, зачем нужен был синхрон. Польский — не непонятнее украинского, а мат — он вообще вне языка и границ, по-моему. Только наушник всё время выскальзывал у меня, сидевшей в первом ряду партера, из рук… Зато убедилась, что акустика в зале театра Наций не хуже, чем на сцене. Бедные актёры. Они, наверное, мысленно прокляли меня три раза.