Чудовищные эксперименты над психикой
1. "Чудовищный эксперимент"
Эксперимент на детьми-сиротами, который провели Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор (Университте Айовы, США), нельзя не назвать чудовищным.
Для эксперимента было отобрано 22 ребенка, которых разделили на 2 группы. Детей с первой группы хвалили и говорили им, как они хорошо и чисто говорят. Второй группе не так повезло — высмеивали каждую их мелочь, а после назвали их ''жалкими заиками''. Как последствие — большая часть детей, у которых никогда не было проблем с речью возникли все симптомы заикания и других дефектов речи.
Эксперимент долгое время скрывался, чтобы не навредить репутации его создателя — Уэнделлу Джонсону. Похожие исследования проводились и в концлагерях нацистской Германии. Позже, в 2001 Джонсон принес официальные извинения всем пострадавшим из-за эксперимента.
2. Проект "Аверсия"
В период 1970-1989 г., в армие ЮАР проводилась секретная очистка от военнослужащих с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Лечение проводилось всеми способами — от электрошоков до химических кастраций. Было ''очищено'' примерно 1000 человек.
Армейскими психиатрами были приняты все меры по искоренению гомосексуалистов. Тех кто не лечился психиатрическим путем направлялись на процедуры электрошоком, или их заставляли принимать гормональные препараты, или даже заставляли проводили операции по смене пола. В основном это были парни в возрасте от 16 до 24 лет.
Доктор Обри Левин, который проводил этот эксперимент, сейчас профессор психиатрии в канадском университете Калгари.
3.Стэнфордский тюремный эксперимент
Этот эксперимент известного психолога Филиппа Зимбардо не был задуман для чьих либо мучений или издевательств. Суть его была в том, чтобы посмотреть на поведение людей, которых поместили в нетипичные для них условия. И вот 24 студента-добровольца, разделенных на ''заключенных'' и ''надзирателей'', поместили в подвал университета, оборудованный как тюрьма.
С начала эксперимент проходил спокойно — студенты просто не понимали, как и что им нужно делать. Но уже второй день вкорне поменял их поведение, после того, как розыгранное восстание ''заключенных'' было подавлено с жестокостью студентами-надзирателями. Сутдентами, которые играли роли ''надзирателей'', была разработана система привилегий, цель которой было внедрение недоверие ''заключенных'' к друг другу, чтобы они были разобщены. У ''надзирателей'' появилась мысль, которая преследовала их всегда, что ''заключенные'' готовят бунт, и из-за этого была максимально сильно ужесточена система контроля — ''надзиратели'' сопровождали ''заключенных'' даже в туалет. Из-за чего у студентов-заключенных появились признаки депрессии, беспомощности, эмоциональные расстройства.
Через несколько дней к ''заключенным'' пришел ''тюремный священник'', который задал им несколько вопросов. Когда он задал им вопрос как их зовут — ''заключенные'' называли свои номера, вместо имен, а на вопрос, как они будут выбираться из тюрьмы у них не было ответа, этот вопрос вызывал ступор.
Ужас этого эксперимента составляло то, что все вжились в свои роли — ''заключенные'' ощущали себя, как в настоящей тюрьме, а у ''надзирателей'' появились садистские наклонности по отношению тех, которые несколько дней назад были лучшими друзьями.
Эксперимент был завершен на 6 день, хотя и был рассчитан на 2 недели.
4. Исследования о воздействии наркотиков на организм
В 1969 году был проведен эксперимент рассчитанный на то, чтобы узнать как быстро человек привыкает к наркотическим веществам. Для этого были отобраны животные, наиболее близкие к человеку по физиологии: крысы, обезьяны. Для начала животных приучали вводить себе наркотики: морфин, кокаин, кодеин, амфетамин и т. д.. Позже, когда животные научились делать это, их оставили на самих себя. Поначалу животные потеряли голову и даже пытались убежать.
Обезьяны, которые принимали кокаин, вырвали себе фаланги пальцев из-за конвульсий и галлюцинаций. Обезьяны, принимавшие амфетамин, повыдергивали у себя всю шерсть, а те кто вводил себе кокаин и морфин сразу, погибали за 2 недели.
Хоть у эксперимента были хорошие цели — разработка эффективного лечения наркозависимости, его нельзя назвать гуманным.
5. Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность
А вот эксперименты Карини Лэндиса в 1924 привели его к изучению человеческой мимики. Он хотел вывести закономерность работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоционального состояния, а также найти мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций. В этом ему помогли студенты, которым он нарисовал на лицах линии жженой пробкой, чтобы эмоции были отчетливей. Далее студентам приходилась делать все, что вызывает сильные эмцоции: слушать джаз, нюхать амиак, засовывать руки в ведра с жабами, смотреть порнографические картинки. В такие моменты их фотографировали. Все было в порядке, пока Карини не попросил испытуемых отрезать головы белым мышам. Студенты отказывались, плакали, кричали. И из-за того, что они и понятия не имели как сделать это быстро и безболезненно для крыс, животным причинили много мук.
В последствии никакой закономерности в выражении лица выявить не удалось, зато психологи выяснили, что людей легко подчинить авторитету и заставить их сделать то, что в повседневности они бы не сделали.
6. Крошка Альберт
Джон Уотсон в 1920 году решил провести эксперимент над младенцами. Основной идеей эксперимента было выявления формирования реакции страха на предметы, которые до этого не пугали. Мальчику Альберту, которому было всего 9 месяцев, показывали ручную белую крысу. Вместе с ней ему показывали белую вату, кролика, маску Санта Клауса с бородой. Через несколько месяцев Альберту дали поиграть с крысой. После того, как мальчик привык к крысе, всегда, когда он садился на коврик поиграть с крысой — Уотсон ударял железным молотом по металлической пластине позади ребенка. Через некоторое время Альберт начал избегать контакта с крысой, а потом и вовсе плакал, как только видел крысу.
Когда ему показывали белого кролика, вату, маску Санта Клауса с бородой — мальчик также плакал.
Благодаря этому эксперименту, Уотсон выдвинул предположение, что страхи формируются в раннем детстве. К сожалению мальчика так и не удалось вылечить от страха перед белой крысой.
7. Приобретенная беспомощность
В 1966 Марком Селигманом и Стивом Майером были проведены эксперименты над собаками. Их поделили на 3 группы — первая группа провела некоторое время в клетке, после чего их отпустили, вторая группа была подвержена неожиданным ударам тока, которые можно было остановить нажав на рычаг внутри клетки, ну а третья группа также подвергалась неожиданным ударам тока, но их никак нельзя было остановить. В последствии у третьей группы выработалась ''приобретенная беспомощность'' — собаки были уверенны, что они беспомощны перед внешним миром. Через некоторое время у них появились признаки клинической депрессии. После того, как собак из группы №3 посадили в открытые вольеры — они не двинулись с места, даже когда их подвергли удару током. Собаки просто реагирвоали на боль, которую считали чем-то неизбежным.
Ученые сделали вывод, что человек поступает также после нескольких неудач. Только стоили ли таких выводов такие издевательства над собаками?
8. Эксперимент Милгрэма
Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". Путем жребия между испытуемым и актером был выбран ''ученик'' и ''учитель'', но на самом деле испытуемый всегда был ''учителем''. Испытуемому ''учителю'' сказали, что цель эксперимента — выявление новых методов запоминания, но на самом деле, цель заключалась в том, что исследовать поведение человека, который получает указания, расходящиеся с его поведенческими нормами.
Сначала и ''ученика'' и ''учителя'' были ''демонстрационным'' разрядом тока в 45 вольт.
Далее ''учителя'' переводили в другую комнату, откуда он по громкой связи давал легкие задачи на запоминание. Когда ''ученик'' ошибался — испытуемый должен был нажать кнопку, которая била током актера. Но на самом деле ''ученика'' не било током. Также, после каждой ошибки ''учитель'' увеличивал напряжение на 15 вольт. По мере прохождения эксперимента, актер просил и остановить эксперимент, на что отвечал отказом, и играл сильный дискомфорт, потом сильную боль, и срывался на крик. Эксперимент заканчивался, когда напряжение доходило до 450 вольт. Если ''учитель'' сомневался — его заверяли, что основатели эксперимента берут на себя полную ответственность за безопасность ''ученика'', что эксперимент должен быть продолжен.
Результаты поражают: 65% ''учителей'' доходили до разряда в 450 вольт, при этом они знали, что ''ученик'' испытывал адскую боль. Большинство испытуемых подчинялось приказаниям руководства эксперимента. Кстати, из 40 испытуемых ни один ''учитель'' не остановился на отметке до 300 вольт, пятеро из всех остановились на этом уровне, и 26 дошло до конца — 450 вольт.
Из эксперимента был сделан вывод, что у людей есть склонность неприкословно исполнять приказы начальства, которыми потом они и оправдывались. Испытуемый выполнял указания не смотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
9. "Источник отчаяния"
В 1960 году Гарри Харлоу провел свой эксперимент на обезьянах. Он отобрал детеныша обезьяны, у которого были самые крепкие связи с матерью, и посадил в клетку. Там ее содержали в течении года и отпускали. У большинства детенышей обезьян начинались психические отклонения.
Выводы эксперимента — счастливое детство не защищает от депрессий.
Движения по защите животных началось именно после этого эксперимента.
10. Мальчик, которого воспитали как девочку
В 1965 году Боюсу Раймеру — тогда еще 8-месячному мальчику, который был рожден в Виннипеге, Канада — было сделано обрезание, по совету врача. Во время операции мальчику полностью повредили половые органы. После того, как родители обратились за советом к психологу, он посоветовал им сменить пол ребенку и воспитать его, как девочку. После чего Брюс стал Брендой.
Как оказалось позже — ребенок стал жертвой эксперимента. Джон Мани хотел давно доказать всем, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчику удалили парную мужскую половую железу. А Мани, тем временем, публиковал свои наблюдения об ''успешном'' развитии своего подопытного.
" Совершенно ясно, что ребенок ведет себя как активная маленькая девочка и ее поведение разительно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца", - заявлял ученый.
Но родными и учителями было отмечено, что у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Из-за этого у матери наблюдались суицидальные наклонности, а отец стал алкоголиком. Когда мальчик стал подростком, ему начали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди. Немного позже Джон Мани настаивал на новой операции, чтобы у Брюса-Бренды сформировались женские половые органы. Но подопытный восстал и отказался от операции, после чего последовало 3 попытки самоубийства.
Но позже он сменил имя на Дэвид, подстригся и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через несколько операций по возвращению физических признаков пола. Он женился на женщине и усыновил 3 ее детей.
Но после того, как он развелся с женой, в мае 2004 года, 38 летний Дэвид покончил с собой.