…парадоксальность и противоречивость Русской Души (её антиномичность); её широта, безграничность, необъятность; апокалиптические черты; хаос, "бездность"; всечеловечность и "примирение идей"; отношение к Богу; "второе пришествие будет в России"; "метафизическая истерия русского духа" ("неподчинённость пределу и норме"); "забвение всякой мерки во всём… дойдя до пропасти, свеситься в неё наполовину, заглянуть в самую бездну"; богоискательство, максимализм, сиротство… Особо следует обратить внимание на "потребность отрицания", на "саморазрушение" и обратную реакцию - самоспасение; наконец, тайное желание подрыва "мировой гармонии", ощущение её недостаточности, несовершенства именно потому, что это всего лишь "гармония"… И последнее: познание зла […], видимо, идёт до конца, причём в том ключе, как это может быть именно у […] взявших на себя бремя Целого, а не только путей к спасению. […] И, в конце концов, зло […] "тоже путь", "через гибель что-то большее открывается, чем через религиозное благополучие" […]. И внезапно […] лик […] двоится: бездонная высь… и бездна внизу. […] … апокалиптичность человека […], ненависть русского человека к рационализму и к псевдоустройству мира ("2 х 2 = 4 есть уже не жизнь, господа, а начало смерти").
Мамлеев о Достоевском.