10 лучших романов — антиутопий
1. Джордж Оруэлл — "1984 "
Джордж Оруэлл. Величайший из великих. Писатель, имя которого стало символом жанра антиутопии. Автор, которого обсуждали до хрипоты много лет назад - и продолжают столь же страстно обсуждать по сию пору. Своеобразный антипод второй великой антиутопии XX века - "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли. Что, в сущности, страшнее: доведенное до абсурда "общество потребления" - или доведенное до абсолюта "общество идеи"? По Оруэллу, нет и не может быть ничего ужаснее ТОТАЛЬНОЙ НЕСВОБОДЫ…
2. Уильям Голдинг — "Повелитель мух "
Подлинный шедевр мировой литературы. Странная, страшная и бесконечно притягательная книга.
Книга, которую трудно читать - и от которой невозможно оторваться.
История благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове.
Философская притча о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии.
Гротескная антиутопия, роман-предупреждение и, конечно, напоминание о хрупкости мира, в котором живем мы все.
Все это - "Повелитель мух", книга, которую можно перечитывать снова и снова.
3. Кадзуо Исигуро — "Не отпускай меня "
От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за "Остаток дня" - самый поразительный английский роман 2005 года. Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы.
Это роман-притча, это история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью".
4. Борис и Аркадий Стругацкие — "Град обреченный "
В то, что лучший, эталонный образец отечественной фантастики - "Град обреченный" братьев Стругацких - был задуман еще в конце 60-х гг., а завершен в 1972-м - трудно поверить, слишком уж поразительна, невозможна дня тех времен степень внутренней свободы этого романа. Так не писали даже "в стол"… Такое казалось невероятным.
5. Татьяна Толстая — "Кысь "
«Кысь» — этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия Т. Н. Толстой. В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом.
В романе чрезвычайно много просторечных и грубых слов, однако ненормативная лексика употребляется всего три раза:
" — Слава богу, это само по себе мало кого взволнует. Дискуссия о том, допустимо ли употребление матерных слов в печатном тексте, закончена. В моём тексте неформальных выражений штуки три. Думала довести это число до четырёх, но решила, что это перебор. "
6. Алан Мур, Дэвид Ллойд — "V значит вендетта "
Книга, ставшая основой кинобестселлера 2006 года. Мировая ядерная война не затронула Британию напрямую, но отозвалась политическим хаосом, из которого вырос фашистский режим. Оппозиция и меньшинство физически уничтожены, и стране позволено в молчании слушать лишь один голос - Голос Судьбы.
Но 5 ноября 1997 года англичане услышали другой голос: один за другим взрываются символы власти, исчезают видные члены партии, и за всем этим стоит таинственный V - человек в фарфоровой маске Гая Фокса…
7. Маргарет Этвуд — "Рассказ служанки "
Скандальный роман лауреата Букеровской премии, наравне с "О дивный новый мир" О.Хаксли и "1984" Дж.Оруэлла, ставший классикой современной антиутопии.
В дивном новом мире Маргарет Этвуд женщина не имеет права владеть собственностью, работать, любить, читать, писать. Она не может бегать по утрам, устраивать пикники и вечеринки. Ей запрещено вторично выходить замуж. Ей оставлена лишь одна роль - Служанки. Один раз в день она может выйти за покупками, но ни разговаривать, ни вспоминать ей не положено. Раз в месяц она встречается со своим хозяином, Командором, и молится, чтобы от их соития получился здоровый ребенок. Ведь в дивном новом мире победившего христианского фундаментализма Служанка - всего-навсего сосуд для воспроизводства… "Рассказ Служанки" - убедительная панорама будущего, которое может начаться уже завтра.
8. Курт Воннегут — "Механическое пианино "
Вы — в мире умных машин. В мире машин слишком умных, чтобы человек, владеющий ими, был счастлив. Вы — в «дивном новом мире» потребительской цивилизации, где «человек разумный» практически вынужден обратиться в «человека благополучного». Вы — в машинном раю, в коем выбор прост и жесток: смириться и утратить свою человеческую сущность или из последних сил рвануться, выломиться из электрического Эдема. Вы уверены, что способны победить? Уверены? А что вы станете делать после победы?..
9. Владимир Набоков — "Приглашение на казнь "
Летом 1934 года, внезапно прервав работу над вставной главой романа "Дар" "Жизнь Чернышевского", за две недели "все нарастающего восторга и неутихающего вдохновения" Набоков написал первый черновик одного из лучших своих романов - "Приглашение на казнь". Измены жены, заключение в крепости, превращение узника в писателя, публичная"казнь" на площади - все эти узловые моменты биографии Н.Г.Чернышевского, лишенного, по определению Набокова, "малейшего понятия об истинной сущности искусства", стали основой сюжета "самого поэтичного и грезоподобного" из набоковских романов. Однако герой "Приглашения на казнь" Цинциннат является поэтом истинным, в блоковском понимании - "сыном гармонии". И в мире, куда поэт является без всякой надежды быть услышанным, он обречен на гибель.
10. Андрей Платонов — "Котлован "
Андрей Платонов (1899-1951) по праву считается одним из лучших писателей XX века. Однако признание пришло к нему лишь после смерти. Повесть `Котлован` является своеобразным исключением в творчестве Платонова - он указал точную дату ее создания: `декабрь 1929 - апрель 1930 года`. Однако впервые она была опубликована в 1969 года в ФРГ и Англии, а у нас в советское время в течение двадцати лет распространялась лишь в `самиздате`.
В `Котловане` отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой `сплошной коллективизации`, аналогом `общепролетарского дома` становится `оргдвор`, где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян.