О Харуки Мураками
Безусловно это большой писатель, не из серии, что вижу, то и пою. Умеет создавать непредсказуемые повороты сюжета и очень необычные и богатые образы. Сколько раз начинала читать его рассказы, пытаясь как критик (сама для себя в смысле) разложить на составляющие, в итоге увлекалась и начинала читать в удовольствие, забывая о "деле". Но я отлично понимаю, тех, кто этого писателя не любит или не понимает. Есть в нем нечто потустороннее, неприятное и роковое. Что-то, что давит на психику и остается каким-то печальным пятном в мозгу. Ну у меня по крайней мере так. У него очень часто повторяются моменты, когда герой вдруг сникает, седеет, стареет, дурнеет внешне и т. д., в этом есть некая трагедия его жизни. По нагнетанию атмосферы рассказа или романа все вроде логично, но вот по смыслу вроде такой ход абсолютно не понятен и не раскрыт. Вроде как некий червь съедает героев изнутри. Впервые вот такое неоправданное скатывание героя к чему-то роковому я заметила в романе "Мой любимый sputnik" - я долго соображала, что там за раздвоение личности произошло у девушки, когда она осталась на ночь в секции чертового колеса и с высоты аттракциона, через окно, увидела себя в своей квартире… но другую… Теперь мне попалась книга рассказов "Призраки Лексингтона" и снова герой одноименного рассказа, неожиданно поседел, что с ним случилось непонятно, кроме того, что у него дома в ночи разок устроили вечеринку призраки. Как объясняет сам писатель - это истории об аномальных вещах, происходящих с нормальными людьми. Согласитесь объяснение какое-то размытое. Я воспринимаю его книги как реальность, но с периодическими смысловыми вывихами в мистику. Это не хорошо, и не плохо - это его стиль. Но меня почему-то это стало угнетать. А рассказ "Седьмой (из того же сборника "Призраки Лексингтона") вообще морально тяжелым показался. Сама после него чуть в поту не просыпалась. Главное, что все эти вещи со страшилками из его поздних работ. Хотя и в "Норвежском лесу тоже тема самоубийств и безумия. Любит он это дело. Почти все герои надломленные какой-то трагедией люди. Интересное из биографии: Дед Мураками был священником-буддистом, отец учителем японского. Сам Харуки женился на однокласснице. Детей у него нет. В студенческие годы принимал участие в антивоенном движении, выступал против войны во Вьетнаме. В 1974 году открыл свой джаз-бар «Питер Кэт» в Токио. На одном из бейсбольных матчей он в друг понял, что может написать книгу. Писал в баре по ночам простыми чернилами на белой бумаге. Он действительно коллекционер джазовых пластинок. Их у него около 40 000. В своих произведениях он часто пишет о себе. Писатель много поездил по миру, был в России (на Сахалине), Исландии, Италии, Греции, жил в Лондоне и преподавал в Америке. Выпустил самый популярный в нашем веке перевод романа Селинджера "Над пропастью во ржи". Имеет не одну литературную премию. Сейчас пишет роман не от первого лица, а от третьего, там несколько взглядов и позиций. Сам об этом сказал так, мол, хочет создать «гигантский роман, который бы поглотил хаос всего мира и ясно показал направление его развития». Ну не знаю, замахнулся. Судя по отзывам ему не дает покоя слава писателей типа Достоевского и Чехова (наверное), потому и ездил именно на Сахалин. Но ведь его достоинства совсем из другой оперы, я так думаю и почему-то верю, что самые лучшие вещи писатель чаще создает в среднем возрасте, когда еще живы эмоции, но уже полон разум. ИМХО. А вот постарше уже себя не переделаешь. Хотя, хорош, хорош Харуки для любителей потосковать, но он точно больше для чтения, чем для кино. Не зря по романам Харуки Мураками так мало экранизаций. Фильм по одноименному 30-страничному рассказу "Все дети бога могут танцевать" - длинноват, сыроват, пустоват, своеобразен. Я посмотрела, конечно, основная идея как-то очень зыбка, но что-то в фильме есть… для меланхоликов.