Чем любовь отличается от дружбы? Друга можно потерять. Любимого человека терять нельзя.
Потеря друга не означает, что мы с ним ругаемся или переживаем какой-то переполненный силами эмоций конфликт. Иногда он просто растворяется во времени, как в дымке. Уходит всё дальше и дальше, становится воспоминанием. С другом можно быть близким (и даже очень близким). От него нет секретов, точнее, нет того, что мешало бы ему понимать тебя максимально точно (что-то мы всё же держим от друзей в секрете). Это понимание нужно для того, чтобы не чувствовать себя одиноким. Друзья нужны для совета, поддержки, иногда критики. От друга нужно понимание и участие, когда оно особенно требуется… И так получается, что друга можно потерять.
От любимого же нужно несколько иное. Любимого человека стараются оградить от определённых черт, которые кажутся нам самим постыдными. Понимание уступает место чувствованию. Острота эмоциональных переживаний, подпитываемая гормональными всплесками, не оставляет нам шансов смотреть на вещи объективно (объективность подразумевает некоторую степень хладнокровия, которую, к слову, многие так боятся потерять). Циничным в любви быть нельзя. Это её рушит. Не смотря на то, что любовные иллюзии являются, порой, самыми сильными искажениями реальности, они появляются не случайно и нужда в них столь же крепка, как и в воздухе, воде, пище, сне. От любимого человека ждут большего – ждут, что он станет частью жизни, частью единого целого (и притом гармоничного целого, а не скомканного из различных кусков, сшитого из лоскутов). С любимым человеком нужно быть близким. Любимого нельзя потерять.
Дружба основана на разуме. Эмоции имеют локальный характер. Время и место их проявления ограничены по понятным причинам.
Любовь лежит в сфере чувств, расположенной за пределами компетенций разума. Эмоции тотально захватывают нас.
Эмоции со временем проходят – это причиняет боль, которую мы боимся, стараемся избегать. Мы обращаемся к силе разума для того, чтобы смягчить эту возможную боль, подстраховаться, защититься, постараться контролировать. Но дело в том, что время властно над всем. И над строгостью стройной мысли оно имеет такую же силу, как и над эмоциями. Выводы, кажущиеся нам сейчас верными, в будущем будут подвергнуты критике и засчитаны, как ошибочные.
Друг – дистанцированность, стабильность. В его поведении не должно/не может быть импульсов, что обеспечивается взаимным, стабильным и в некотором смысле отстранённым отношением к нему самому.
Любовь способна любого сделать глупцом. Импульсивность и нестабильность являются внешними проявлениями внутреннего разлада, возникающего на почве необходимости быть с любимым (иногда осознанной, иногда бессознательной). Счастье – компенсация этой нестабильности, а не холодность расчётливого отношения друзей (так как стабильность этих отношений имеет совершенно иную природу).
Нельзя искать в любимых то, что ищут в друзьях. Нельзя называть друзей «любимыми», а любимых «друзьями».