Давно я хотела написать, но каждый раз меня не хватало.
В общем, 1,5 недели назад была на премьере фильма "Жизнь Адель", куда приезжали режиссер Абделатиф Кешиш и, собственно, исполнительница главной роли - Адель Экзаркопулос. Нужно сказать, что это вообще грандиозный опыт для нашей страны, что, будучи простым зрителем, можно спокойно купить билет (пусть и в 2 раза дороже обычного) и а) посмотреть кино первым, считайте, во всей стране, б) сфотографироваться/пообщаться с людьми, которые это кино делали. Учитывая, кстати, что эти люди - лауреаты Каннского кинофестиваля.
С режиссером мне, к сожалению, поговорить не удалось. Сыграл и тот факт, что я его немного боюсь - о его строптивом характере ходит очень много разговоров. А Адель оказалась очень простой, дружелюбной, гораздо менее застенчивой, нежели ее экранная героиня. Хотя сравнение тут вообще-то как раз уместно, учитывая, что Кешиши писал героиню непосредственно с Экзаркопулос.
Я сейчас, вообще-то должна говорить что-то типа: "не смотрте на меня, мне здесь будто 10 лет", но это довольно странно, учитывая, что я это фото здесь выставляю. Хотя я тут, безусловно, очень маленькая.
Про сам фильм в одном посте, наверное, и не расскажешь. На сегодняшний день я смотрела его 2 раза (пишу "на сегодняшний", потому что уверена, что посмотрю и в 3-ий, и в 4-й), и после второго раза впечатления трансформировались, восприятие стало более адекватным, объективным. Но даже сейчас я не покривлю душой, если скажу, что это, наверное, один из лучших фильмов этого века (я не шучу), и одна из лучших любовных историй в мировом кинематографе в принципе. И кто бы что вам не говорил - этот фильм в последнюю очередь про лесбиянок.
Довольно сложно описать что, как и к чему, а тем более - почему, особенно после того, как прочитал не один десяток киноведческих текстов от очень умных людей из "Ведомостей" или, скажем, "The Guadrian". Но, если в целом, то это действительно очень тонкое, почти филигранно выстроенное кино, абсолютно натуральное, естественное, лишенное искуственноси как внешне (на актерах нет грима; если они плачут, то плачут с натуральными слезами и соплями и т.д.), так и внутренне (такой эмоциональной встряски я не получала уже очень давно). Из зала выходишь эмоционально опустошенным - такой сильной внутренней отдачи требует фильм -, и в то же время просветленным.
И, кстати, немаловажный факт - какими бы киноэсетатыми мы ни были, а 3-часовой хронометраж - это все равно тяжело. Но в случае с "Адель" время пролетает совершенно незаметно, причем это было как в первый, так и во второй раз. Помню, что на премьере мне пришла смс, пришлось отвлечься, следовательно - посмотреть на время. И тогда я просто выпала в осадок, потому что, оказывается, прошло уже 2,5 часа, которых я буквально не заметила. Остальные полчаса я сидела и думала о том, чтобы фильм подольше не заканчивался (такое был в первый раз в моей жизни). Знаете, это как в хорошей книге: читаешь последние страницы и понимаешь, что для всего, что главные герои еще должны сделать, кажется, не хватит места.
Рискну быть непонятой, но скажу, что сцены секса, а их довольно много - около 5-ти - полностью оправданы. То есть, на моей памяти помимо "Жизни Адель" есть только один фильм, в котором сексуальные сцены несут смысл ("Вожделение" Энга Ли), а не выглядят надуманным эротизмом для масс или тем более бессмысленной поркой.
Я была уверена, что заплачу - не в первый, так во второй раз уж точно. Но этого не было, и понимаю почему - 3 часа внутренней втряски (знаете, такой турбулентности в груди, саспенса, нервного ожидания и т.д.) не оставляют места для слез. Плакать в итоге уже нечем.
Не рискну сейчас его рекоммендовать, хотя западные критики в один голос говорят, что на "Адель" стоит толпами вести молодежь и гомофобов, потому что это самый наглядный пример того, как для любви границ не бывает и быть не должно. Напротив, мне кажется, что это очень персональное, очень личное и итимное кино, которое сложно делить еще с кем-то. Но, что касается меня, то на моей памяти, такое чувство способны вызвать только великие картины.
P/S: пост получился почти таким же длинным, как сам фильм, ну да, сосбвтенно, ce la vie.