Стимпанк — под-жанр научной фантастики, что обычно включает в себя обильное фигурирование аппаратов работающих по паровой структуре, обычно, в обстановке вдохновенной Западной цивилизацией 19 века. Так же, произведения сего жанра часто изображают альтернативное развитие истории Великой Британии девятнадцатого века или американского "Дикого Запада", а так же, пост-апокалиптическое будущее, в котором по стечению обстоятельств люди вернулись к обширному использованию паровых двигателей, или же фантастический мир в котором в большинстве используется паровая энергия. Вероятнее, по большей части, стимпанк узнают по идущими вспять хронологии технологиям или ретро-футуристическим изобретениям — именно так как люди "видели" их в 19 веке, и так же закрепились в восприятии моды, культуры, архитектуры и искусства той эры. Хорошим примером подобных технологий могут послужить описания Джорджа Уэллса и Жуля Верна, или более современных писателей, как Филлип Пулман, Скотт Вестерфельд, Стивен Хант и Чайна Мьевиль. Другие примеры стимпанка включают ознакомление с такими изобретениями, как дирижабли, аналоговые компьютеры и им подобные цифровые технические компьютеры — какой из себя является Аналитическая машина Чарльза Бэббиджа — зачастую, показанные в стиле альтернативной реальности.
Не всегда, но жанр стимпанка может объединяться, походу в заимствуя некоторые элементы, с такими жанрами, как фэнтези, ужасы, историческая проза, и других ответвлений умозрительной фантастики, создавая при этом жанр-гибрид. Термин "стимпанк" впервые появился в 1987, хотя на данный момент, его применяют ко многим работам написанным в 50х или 60х годах.
[x]