Pre-Raphaelites
Рафаэль сформулировал новый идеал красоты, а Тициан дал ощущение живого идеала.
Одна из особенностей прерафаэлитов, если верить искусствоведам и знатокам, — их "доступность для широких зрительских масс" - как трактовалось в описание их творчества. Возможно, что и так -очевидный "смысловой слой" картин выглядит очень привлекательно для неискушенного зрителя.
Основанное в 1484 году "Братство прерафаэлитов" по праву можно считать первым авангардным движением в Европе. Таинственные монограммы "P.R.B", появившиеся на картинах молодых художников, привели в сметяние английскую общественность. Члены братства обратились к итальянскому искусству XV столетия, вдохновившись и вобрав в свое творчество яркость, насыщенность палитры, подчеркнутой декоративностью, сочетающейся с жизненной правдивостью и чувствами природы.
В Москву привезли коллекцию картин художников-прерафаэлитов - Д.Г.Россетти, Д.Э.Миллесом и У.Х.Хантом, в основном из лондонской галереи "Тate". Название выставки расширяет аудиторию -"Викторианский авангард" подходит всем: "викторианский" — для консерваторов, "авангард" — для тех, кто посмелее.
Выставка неплохо организована, полотна несколько условно поделены по тематике и хронологии: "Спасение", "Образы прошлого", "Природа", "Красота", " Поэтичная живопись", "Утопия".
Яркие, сочные краски (прерафаэлиты специально грунтовали холст слоем белил, чтобы краски были ярче), природа с ботанической точностью выписана на пленэре, и даже созерцание травы и деревьев доставляет радость. Приковывает внимание работы, воспевшие чувственную женскую красоту.
В большинстве женских образов угадывается Элизабет Сиддал.
Ей было суждено стать первой музой прерафаэлитов и раскрыть свой талант в собственных рисунках. Однако самая известная картина с ее изображением "Офелия" стоила, в конечном счете, ей жизни. Элизабет позировала Миллесу, лежа в ванне с водой. Художнику важно было точно отобразить в воде складки платья и золотые локоны девушки. Захваченный работой он не заметил, что вода остыла, а Лиззи не осмелилась прервать сеанс и несколько часов провела в холодной воде.
В результате Милле получил прекрасную картину, удостоившуюся самых высоких оценок экспертов, а Элизабет, увы, - воспаление легких. Милле откупился от разгневанного отца девушки суммой в 50 фунтов, но здоровье Элизабет, до того момента и так не особо крепкое, было окончательно подорвано.
Спустя несколько лет она становится возлюбленной, а потом и женой Данте Габриеля Россетти. В 1861 году у нее рождается мертвая девочка, а сама Элизабет, находясь в состоянии депрессии, начинает употреблять лауданум - распространенный в викторианской Англии наркотик-опиат. В 1862 году в возрасте 33 лет она умирает от передозировки - до сих пор неясно, была ли эта смерть несчастным случаем или же самоубийством. Элизабет умерла той же смертью, что и Офелия, в чьем образе она позировала. Возможно, именно внутреннее сходство судеб литературного персонажа и модели объясняет как завораживающую силу картины, так и ее реализм - "Офелия" считается лучшим портретом Элизабет Сиддел, когда-либо с нее написанным.
Tiziano Vecellio
Конечно, Тициан – не совсем то же самое, что Рафаэль, это другая история, другая школа, ну и эпоха тоже не вполне совпадает. Тем не менее выставка Тициана параллельно с прерафаэлитами волей-неволей смотрится концептуально. Из всех полотен, свезенных со всей Италии от Неаполя до Милана в Москву, большинство работ представлены портретной живописью - художника и архитектора Джулио Романо, графа Антонио де Порчиа и Томмазо Мости.
А также два прекрасных женских портрета - "Красавица" и "Флора".
Они, наверное, самое здесь интересное, наряду с замечательными мифологическими полотнами "Данаей" и "Венерой, завязывающей глаза амуру", особо привлекших мое внимание.
Безусловная ценность этой выставки - общая собранность всех работ, ведь полотна Тициана распрделены по многим музеям Италии, "разбросанным" по всей стране - было бы проблематично увидеть их все, неправда ли?
P.S. Выставка оказала на меня неизгладимое впечатление. Я почему - то задумалась: "Видел ли эти картины Джозеф Морган - особый ценитель художественного искусства?"