Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно -познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля за ней Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, то есть определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в обучении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса. Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. В этом могут помочь диссертации по педагогике. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя на всех этапах учебного процесса. Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдателя- помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка. Тестовая технология, как целесообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.На протяжении последних лет работа в средних и старших классах строится на использовании текстовых заданий. Если правильно спланировать работу каждого ученика и добиться, чтобы эта работа действительно осуществлялась последовательно, то использование тестовых технологий в учебном процессе не только упрощает процесс проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков, не только экономит время, но и позволяет, как на уроке, так и в рамках неаудиторной занятости, организовать максимально продуктивно индивидуальную работу по подготовке учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. Поэтому, начиная с 5 класса, в учебном процессе активно используются тесты разного вида. На первых порах учим работать по следующему плану: 11. Прочитай все задания теста и отметь знаком «+» те из них, которые ты можешь выполнить сразу, без специальной подготовки. Отметь знаком «-» задания, над которыми ты хотел бы поработать, предварительно повторив теоретический материал. 3) Выполни задания, помеченные знаком «+», проверь себя по ключу. 4) Нашёл ошибки? Определи, какое правило нужно повторить. Этот план позволяет провести диагностику ошибок. Так постепенно формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Работая по данному плану, учащиеся, при желании, могут самостоятельно проверить свои знания, умения и навыки по любому разделу, используя при этом всевозможные учебные пособия. Затем работаем над коррекцией ошибок и оцениваем свою деятельность: 7.1) выполни тренировочные упражнения; 7. 2) проверь себя с помощью «карточки - вопроса» и «карточки - ответа». 8) Выполни те задания, которые при первом предъявлении теста были помечены знаком «-», и те, в которых были допущены ошибки. 9) Проверь себя по ключу. 12. Оцени результат по предложенным критериям. Подведи итоги. Убеждены, самоанализ и самоконтроль - одни из важнейших элементов учебного процесса. При правильной организации данных видов деятельности можно: избежать стрессовых и конфликтных ситуаций в период промежуточной и итоговой аттестации; объективно оценить динамику усвоения учебного материала и действительный уровень владения знаниями, умениями и навыками; своевременно внести соответствующие изменения как в план самоподготовки, так и в организацию учебного процесса в целом.
Борисова Л.В. Учитель русского языка и литературы
https://dissertacii.com