Выросшая на классической литературе, я очень враждебно долго время относилась к современной литературе и вообще отказывалась признавать «это» литературой. Однако, примерно в то же время, как я обнаружила, что публициста во мне куда больше, чем филолога, т. е. около полутора лет назад, я заинтересовалась публицистикой, а следовательно, и современной литературой.
Первые мои знакомства с ней были весьма неудачны: Рю Муракам, Харуки Мураками, Пауло Коэльо. Слава Богу руки не дошли до Вишневского, Паланика, Уэлша, Майер и проч и проч.
Я не случайно упоминаю этих общеизвестных на сегодняшний день авторов (заметьте, не писателей). Я отношу их к так называемым «писателям одного романа»: Коэльо – «Алхимик», Уэлш – «На игле», Паланик – «Бойцовский клуб», Рю Мураками – «Отель Раффлз». В то время, как у Майер, например, на мой взгляд, вообще нет достойных работ.
Переходя к теме своей сегодняшней идеи фикс-дать оценку творчеству Фредерика Бегбедеру, я в первую очередь скажу, что он разительно отличается от всех вышеперечисленных, и он Писатель с большой буквы.
Чтобы вы примерно имели представление о том, кто это. Родился он 21 сентября 1965 года, современный французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор. Прославился и вошел в литературу благодаря своему роману «99 франков», ставшему лидером продаж в 2000 году во Франции, позже экранизированному. Книга представляет собой злую сатиру на рекламный бизнес.
«Все продаётся, весь мир или один человек — у всего есть своя цена. Но все ли покупается? Настало время, когда больше не работает схема товар-деньги-товар. И тогда появилась она — реклама. Реклама стала товаром. И стала деньгами. Реклама дарует нам красивый мир, мир, о котором мы мечтаем, мир, который никогда не будет принадлежать нам… Октав — продавец рекламы. Он имеет все, о чём мечтает любой человек, член общества потребителей. И он убеждает себя в том, что счастлив. Он точно знает, кто в этом мире законченная сволочь. Он видел изнанку совершенного мира рекламы. И самое главное, он расскажет о том, как новый йогурт может сломать не одну жизнь, и насколько это важно — выбрать продукт на полке магазина. Добро пожаловать в самый яркий и дорогой мир современности — в рекламный бизнес.»
Он пишет о той же «грязи», что и все современные авторы. Но почему-то имеет куда больший успех. А вот почему: он пишет о беспорядочных сексуальных связях, потери нравственных ценностей обществом и человеком в отдельности, беспробудных пьянках на светский тусовках высшего света, употреблении наркотиков и проч и проч.
Однако между этим он дает здравую оценку всему происходящему вокруг него, ругает политический строй страны, ссылаясь на Канта и Оскара Уайльда, ратуя за человеческие права, цитирует Фицджеральда и иронично видоизменяет реплики из классических в направлении арт-хауса фильмов Хичкока и Дэвида Линча. Помню, что одна глава во «Французском романе» начинается примерно так: «А что, если Фрейд ошибался?»
Я достаточно оригинальным способом начала знакомиться с его творчеством, с романа «Французский роман», одной из его последних работ. Это автобиографический роман, воспоминания автора в котором прерываются описанием его мук в кэпэзэ за употребление кокаина в публичном месте.
Какие мудрые изречения я там встретила! К каким жизненно справедливым умозаключениям пришел и сам Бегбедер, роясь в своих воспоминаниях о детстве! 42-летний мужчина, повидавший очень многое в этой жизни, но сам признающим в себе истинного ребенка делится с нами, читателями жизненным опытом. Однако никакого поучительно-давящего тона, нет, все очень легко и ненавязчиво.
Он – настоящий человек эпохи, воплотивший в себе две стороны одной медали.