…А далее, грубо говоря, люди обмениваются соображениями насчёт разных разностей жизни. Спорят, самоутверждаются через свои умственные способности, размышляют над услышанным. Более умные и ловкоговорящие как-то внедряют свои взгляды в головы окружающих. Происходит определённая универсализация взглядов и представлений. Оформляется комплекс верований для рода, племени, народа.
И вера приобретает "наведенные" формы: ребёнок ещё мал и не шибко соображает, а в него уже вкладывают догматы веры. И энергоизбыточность человека вполне удовлетворена тем, что может "прицепиться" к уже кинутым в сознание "точкам привязки". В сущности, какая разница, во что именно верить и как именно, главное - чтоб "избыточные" чувства были как-то оформлены, чтоб на основные вопросы жизни было как-то отвечено.
И возникает общий для группы людей "тот мир", и люди вступают с ним в какие-то отношения: разговаривают, задабривают, приносят жертвы и посвящают высшим существам свои подвиги. Оформляется свод этих взаимоотношений, религия принимает подробные формы, и выделяется слой профессионалов, посредников-переводчиков-ходатаев перед высшими силами - от шамана до Ватикана.
И эти профессионалы сосредотачивают все силы на постижении замысла Высшего Существа, их энергия тоже требует каких-то действий и свершений, и они придумывают всё новые обряды и святыни, и внешняя сторона, внешние проявления веры всё увеличиваются, усложняются, всё дальше отходят от первоначальной сути веры, всегда нехитрой, несложной. И вот уже всем, в общем, плевать, как ты веришь - ты, главное, соблюдай все обряды, это означает, что ты веришь правильно, раз правильно совершаешь все сопутствующие вере действия, а какие действия - это учёным "святым отцам" виднее, они только этим вопросом и занимаются.
И в конце концов Церковь - это получается одно, религия - немного другое, а вера - немного третье.