Восемь утра. Звенит звонок. Все ученики от мала до велика спешат занять свои парты и приступить к занятиям, которых ты так долго ждал и к которым так долго готовился. Всем знакомо это чувство, не так ли? Но почему-то год за годом желание идти в школу и трепет перед началом урока сходит на нет, и на смену приходит чувство, которое ныне принято называть леностью. Сегодня ты бы предпочел занятиям вялую дремоту и теплое одеяло. Почему же пропадает желание учиться у большинства людей? На эту тему размышляли многие психологи, публицисты и даже писатели, но конкретного ответа на этот вопрос нет. А его и нет, возможно, только потому, что целевая аудитория, которую может заинтересовать данная проблема, слишком мала.
Как всем давно известно, всему есть свое оправдание. И незаинтересованности молодежи в получении подлинного образования тоже есть свое. По моему мнению, эта проблема гораздо глубже, чем ее представляют. Ведь учение-свет, а неучение…
Во тьму, таким образом, погружается большинство выпускников начальной школы. И сейчас большая половина старшеклассников и учеников 5-9 классов не видят в школе ничего интересного, кроме общения со сверстниками. Пропала мотивация. Одни скажут, что в школе слишком плохие преподаватели. Другие скажут, что в школе изучают совсем не то, что им пригодится в жизни. Третьи же скажут, что школа-это пустая трата времени, которая стала обязательной в силу склонности людей к стереотипам. Но лишь немногие понимают, что школа, колледж, университет могут дать гораздо больше, чем сухую теорию. "Там ловить нечего", - так сейчас принято говорить. Так что же "ловили" мы, когда были первоклашками? Ответ моего младшего брата раскрыл все карты. Оценки.
И ведь на самом деле. Малыши так беспокоятся об отметках в дневнике и так расстраиваются из-за первой четверки. Они делают все возможное, чтобы снова заработать пять. Но со временем мотивация к оценкам пропадает, а на смену ей приходит… ничего не приходит. Вот и получается, что в школе "ловить нечего".
С отсутствием понимания сущности получения образования, выпускники школ приходят в университет. И как вы думаете, зачем они ходят на занятия в университет? Думаю, не больше половины ответит иначе. Все задания, доклады, рефераты и научные работы делаются за оценку. Мы записываемся на дополнительные курсы, чтобы получить дополнительные баллы, а не знания. Мы стремимся ответить на семинарах ради красивой аттестации. И все, словно роботы, записывают домашнее задание, открывают википедю, списывают, читают, получат оценку и… забывают. А найти в этом что-то интересное, что-то, что сможет развить твои способности и возможности, подготовить доклад, действительно изучив тему, может не каждый. Хочет не каждый. Нас с вами окружает огромное количество людей, у которых в школьных аттестатах даже троек нет и это, кажется, является свидетельством хорошего ума. Но, как показывает практика, думают все одинаково. Одинаково сухо. Теперь мы боимся творчества, нам сложно выйти за рамки канонов и создавать что-то новое, что-то своё. Сейчас нам необходим план действий «по пунктам». Мы ищем готовые ответы на вопросы, но не хотим прийти к ним самостоятельно. Мы просто больше не хотим учиться. Учиться так, как учились раньше, как учились те, чьи имена мы просто заучиваем для того, чтобы сдать очередной экзамен. Но это только одна сторона медали. Другая же заключается в том, что по-другому учиться очень сложно, потому что без оценок тебе не получить диплом, и без этих же оценок преподаватель не может оценивать твою успеваемость. Но очень сложно выявить действительные знания студента (тридцати студентов) за каких-то 90 минут. Таким образом, все мы, студенты и преподаватели под властью системы образования. Но можем ли мы что-то изменить? Или наилучшим способом было бы оставить эти мысли и продолжать работать по уже разработанной системе?