Сегодня я вам расскажу о книге-бомбе. Нет, это не лидер рейтинга продаж, не лидер по читаемости и, я вообще не думаю, что она входит в какие-то рейтинги.
Но эта книга взрывает душу на много маленьких осколков. И, честно, теперь я не тот человек, что была раньше.
Многие знания - многие печали. Когда читаешь, а к горлу подступает ком, хочется закрыть глаза и уши, чтобы не видеть, не слышать, а главное - не знать об этом ужасе.
Сомали Мам - правозащитница из Камбоджи, простая и почти не образованная женщина, борющаяся против женской и детской проституции. Книга написана простым языком, короткими предложениями. Это - автобиография самой Сомали, пережившая весь ужас камбоджийских борделей. В юном возрасте ее продали в бордель, ее неоднократно избивали и насиловали. Вырвавшись из этого ужаса, Сомали стала помогать таким же, как она, основав со временем правозащитную организацию AFESIP.
Книга повествует не только и даже не столько о проституции. Проблема глубже: проблема в отношении к женщине, как к недочеловеку, как к домашнему скоту.
Сомали рассказывает, что бить и насиловать жену - обычное дело, что продать шестилетнюю дочь в бордель - просто и легко, что женский удел - молчать и терпеть до насилия и после него.
Она рассказывает о таких банальных и понятных для России вещах, как коррупция в судах, причастность к проституции высших чинов и полиции, о препонах для любой правозащитной деятельности. Показателен пример: при обращении к кому-то из высших чинов, Сомали получает ответ: "В Камбодже нет проституции".
Особо поражают даты в этой книге. Я вот читаю все эти ужасы и понимаю: вот тогда родился мой брат, когда происходило это - мне было восемь лет, а вот 2006 год - совсем недавно. И весь этот ужас происходит. Здесь и сейчас. На этой планете, практически бок о бок с нами. И это не страшно, это ужасно. И бессильно сжимаются кулаки.
Колап было шесть, когда мать продала ее в бордель. Когда они пришли туда, Колап думала, что ее обязанностью будет мыть посуду. Она упрашивала мать не оставлять ее одну, но когда девочка обняла мать за шею, та шлепнула ее. Тогда Колап обхватила ноги матери, но мать отпихнула дочь. И ушла с пятьюдесятью долларами — такова оказалась цена девственности Колап.
Девочку отмыли и нанесли на все тело осветляющий крем, чтобы малышка выглядела еще соблазнительнее. Так как девочка сопротивлялась, ее несколько дней били. После первой недели Колап зашили без всякой анестезии и продали в другой бордель. Она переходила от одних к другим и так до десяти лет, пока мы не спасли ее. Жизнь девочки все эти годы представляла собой кромешный ад.
Эта цитата - не рассказывает о каком-то исключении из правил, она рассказывает о самом обыденном действии.
И да, после прочтения возникают смешанные чувства. С одной стороны, хочется закрыть глаза и уши и повторять "нет-нет-нет", чтобы отречься от этого знания, забыть, стереть из памяти и жить как раньше. А с другой, ты знаешь, что знаешь эти факты (простите за тавтологию) и жить как раньше уже не можешь, и твое сердце становится чуть более открытым. И это хорошо.