Многие любят повторять фразы типа " Добра и зла не существует - это всё лишь наши представления ". Ну, не стану напоминать, что как только таким людям кто-то причиняет зло, то они почему-то тут же забывают про свою "философию". Скажу лишь, что вопрос добра и зла двойствен: в природе действительно нет добра и зла - не существует злого цунами или доброго дождя в засуху. Но одновременно с этим добро и зло есть.
Всё дело в относительности, в точке отсчёта. Есть природная точка отсчёта - в ней добра и зла нет, есть только сбалансированные процессы, развёрнутые во времени. Но есть и личностная точка отсчёта, основанная на наборе ощущений, присущих одной личности. Т.е. как бы философ не верил, что нет добра и зла, но когда его бьют молотком по пальцам, его личная точка отсчёта говорит ему, что для него это зло - и он отдёргивает руку.
Однако сколько людей - столько мнений. А нам нужно определиться: что считать добром - а что злом. Причём, не вселенски определиться - а человечески: как живым и осознающим себя системам.
И для решения этого уравнения нам опять нужен единый знаменатель. Он есть - это жизненная сила. Отношения с ней и показывают: что для нас есть добро - а что зло.
То, что идёт на взращивание и поддержание жизненной силы - то добро. То, что идёт на её разрушение - то зло.
Здесь, разумеется, тоже есть возможности для спекуляций - и некоторые умники, постоянно играющие в логические игры, любят тут же спрашивать "А вот если мы разрушаем, чтобы созидать? Это добро или зло?". Но истинные ответы, как правило, просты: раз они разрушают, чтобы созидать - это добро. Как хирург, отсекающий поражённый орган ради спасения всего организма. Единственно, что чтобы созидать жизненную силу, надо её видеть, чувствовать, знать, уметь её взращивать и понимать её природу, принципы её существования. Здесь не получится созидать вслепую.
И надо учитывать - мы живём в смешанном мире: в мире жизненной силы, которая и делает нас живыми - и в мире искусственно созданных манипулирующих шаблонов, которые не только лишают нас жизненной силы, но и закрывают от нас возможность её увидеть. Поэтому тот, кто учится опознавать добро и зло не на уровне ума, не чтением чужих книжных мыслей, а на практике - тот должен осознавать: его постоянно будут пытаться сбить с пути простоты и ясности - чтобы его внутренняя "навигация", изначально и природно настроенная на тягу к свету, к жизненной силе, была сбита и вела его в обратном направлении - в направлении утраты жизненности. Т.е. ко злу.
Почему говорят, что добро незаметно - а зло ярко? Потому что наивысшее природное добро - это баланс. Например, здоровье - это состояние, в котором мы ничего болезненного не чувствуем: мы как-бы на нейтрали - и потому здоровье незаметно. Но стоит только балансу утратиться, стоит проявиться болезни (особенно, серьёзной - чтобы колбасило не по-детски), как мы осознаём, насколько ценна была эта незаметная нейтраль здоровья.
Нейтраль баланса - это состояние, при котором несколько сил уравновешиваются и дают в точке пересечения, в своем едином центре, состояние покоя. Поэтому добро может быть очень мощным - но не может быть очень ярким, базарным, крикливым. Таким может быть только пустое, а пустое - это и есть лишённое жизненной силы. И чем меньше жизненности в такой пустышке - тем громче она вынуждена кричать о своём существовании. И цель этих криков очень проста: привлечь к себе внимание - и, тем самым, привлечь к себе чью-то жизненную силу. Чтобы повампирить, наполниться за чужой счёт. В этом и есть суть зла: оно мертво жизненностью. Потому и вечно пытается присосаться к жизненному.
Поэтому ответ на вопрос "Что добро, а что зло?" прост:
- добро - это то, в чём есть жизненность. Поэтому добро способно к творчеству и самостоятельности.
- зло пусто и не способно генерировать жизненность. Поэтому оно всегда пытается приклеиться к добру, чтобы получить хоть каплю жизненности. А в случае удачи, зло способно полностью забрать жизненную силу у добра.
Какой человек делает нам добро? Тот, который делает нас сильнее, жизненнее.
А какой делает зло? Тот, который нас ослабляет.
И вот тут уже важно разбираться в том, каким именно образом нас могут ослаблять те, кого мы вполне можем считать своими друзьями, близким.
Но это уже вопрос другой темы.