Они приплясывали на улицах как заведённые, а я плёлся сзади, как всю жизнь плетусь за теми, кто мне интересен, потому что интересны мне одни безумцы, те, кто без ума от жизни, от разговоров, от желания быть спасённым, кто жаждет всего сразу, кто никогда не скучает и не говорит банальностей, кто лишь горит, горит, горит, как фантастические желтые римские свечи, которые пауками распускаются в звёздном небе, а в центре возникает голубая вспышка, и тогда все кричат: 'Ого-о-о!'
© Джек Керуак, "В дороге"
В какой-то момент книга легендарного битника Джека Керуака «В дороге» достигла своего пика: все кому не лень стали её искать в своих книжных магазинах или скачивать к себе на планшетники. «Вот она — книга века! Только свобода, только Джек Керуак!» — хвалили пипл в своих рецензиях на livelib, тем самым завлекали к себе еще больше народа. Постепенно эта книга стала мейнстримом. Тема «найти место в жизни» и «понятия свободы» всегда были актуальны и, в принципе, можно понять, почему народ так потянулся к этой книге. Изначально вбив к себе в голову, что книга написана именно про необъятную свободу многие люди начали возводить её в пьедестал и поклоняться, будто это какая-то Библия. Хотя многие считают её таковой и умудряются найти в ней какой-то романтизм. Безусловно, все хотят быть свободными, а не думать всё время о делах и заботах. Юношеский максимализм бушует, человек бьется из крайности в крайность, а книга Паланика «Бойцовский клуб» промыла этому человечку мозг почище всего тоталитарного государства. И все как один начали кричать: «Свобода! Мы — рабы своих вещей! Мы — танцующее дерьмо этого мира», даже не задумываясь, что они похожи на тех, кого отрицают. Джек Керуак предоставил свой вариант, а точнее показал, как можно укрыться от этого «дивного» мира электроники и политики — это взять машину и колесить по всей стране не заботясь о том, где можно достать деньги на бензин. Не заботясь так же о будущем, да какой там, даже о настоящем, Дин Мориарти показывает пиплу ярчайший пример юношеского максимализма.
Я пьяный, потому душа говорит на своем языке без перевода.
Дин Мориарти — муза для нашего главного героя Сэла Парадайза. Мориарти абсолютно ничего не заботит: не учитывая, конечно, девушек и выпивки, да и где бы провести время. Вопрос знатокам: чему же тут вдохновляться? Ведь все парни подходят под этот критерий — «выпивка, девушки, развлечения». Но нет, ведь тут нашли какой-то дух свободы, которым даже и не пахнет. Так вот непосредственно о самом Сэле. После смерти своего отца он вдруг хочет стать писателем. Но как? Что же для этого нужно делать? В те времена битников был такой интересный стереотип: чем беднее ты живешь, тем лучше — ведь это такой романтизм! Да, романтизм вечно мерзнуть, вечно добывать еду, да и вообще постоянно думать, как бы выжить. Очень романтично, не правда ли? Второй железный стереотип битников: наркотики. Покажите нам хоть одного битника, который бы не закидывался амфетамином. Да тогда он всего-навсего не может называться битником! Третий стереотип: гомосексуализм. Эта тема была для битников актуальной. Один из открывателей битников Берроуз был гомосексуалистом, хотя из-за различных принципов великой Америки вынужден был жениться на женщине, но книгам он никогда не врал и во всю катушку описывал в них сексуальные похождения главных героев. Далее, Аллен Гинзберг — друг Берроуза и Керуака тоже был гомосексуалистом, который написал под наркотой свою крышесносную поэму «Вопль». Про самого Керуака ничего точного сказать нельзя. Но не суть. Главное, что если мы смешаем все эти стереотипы и добавим к ним еще разговоры обо всем и ни о чем, то получим книгу «В дороге».
the only people for me are the mad ones, the ones who are mad to live, mad to talk, mad to be saved.
Если вы жалеете, что потратили время на книгу, то не забывайте еще о фильме. Посмотрев на актерский состав, невольно присвистываешь, пролистываешь страницу на Кинопоиске и идешь всё равно скачивать фильм, хотя понимаешь, что книга-то тебе совсем не понравилась. Подготовленному зрителю хорошо, он ведь понимает, на что идет. Но как же быть тем, кто не читал Керуака и вообще не понимает кто такой битник, что же ему делать? Показатель кинрокритиков явно доказывает, что многие разочаровались в фильме и даже более: они его просто не поняли. Не спас их даже этотот самый актерский состав. Отсюда вывод: фильм явно для любителя или же для фанатика книги. Почему же актерский состав не смог спасти фильм? Ведь актеры так хорошо сыграли свои роли. Вспомним главного героя Сэла, который попал не в ту компанию. Он олицетворяет всех тем интеллигентов, которые, не зная, почему слушают своих отвязных сверстников и катятся по наклонной. «Зачем?» — спрашивают многие. А черт его знает, ведь это так поэтично — слушать раздолбаев и идти за ними по пятам. И ясно-понятно, что он идет за таким вот раздолбаем Дином Мориарти. Персонаж без какого-либо креатива, изюминки и здравого смысла, кроме как разговора, куда бы приструнить на ночь свою задницу. Есть у Дина еще молодая жена Марилу, которая его безумно любит. Но без драмы не обойтись: он юнец с непонятными замашками, а она как и Сэл слепо за ним бредет по этой дороге жизни. И вот они — три главных героев этой хистори, которая, как и начиналась не понятно, так и закончилось тем же.
Мы были в восторге, мы воображали, что оставили смятение и бессмыслицу позади, а теперь выполняем свою единственную и благородную функцию времени — движемся.
Не знаю, хотел бы Керуак, чтобы его детище досталось в руки неумелому режиссеру Саллерсу, но явно, что ответ был бы отрицательным. Мало того, что маэстро без таланта исковеркал книгу, он еще и не довел ни одну мысль. Мыслей в книги много, но в фильме они являются какой-то бессвязной ерундой, которая не понятно, зачем и почему вставленная в тот или иной момент. Впечатление от фильма тут же портится, а ведь зрителю все это надо смотреть добрых два часа. Вспомним хотя бы тот момент, где Марилу оседлала нашего тихого героя Сэла. Где этот момент был в книге? Да не было его. Пошла-поехала отсебятина, которая еще больше подпортила ситуацию. Думаете это один такой момент? Нет. Та сцена перепиха Марилу с Сэлом не единственная, есть много других «грешков» за которых отвечать Саллеру. Возможно, он хотел добавить что-то такое интересное, но это не прокатило, особенно для ханжей, которые воротят нос при виде двух совокупляющих тел. А ведь в фильме таких моментов многовато, да и к тому же они не раскрывают суть, а лишь вставлены для разнообразия. Единственный лучик света — актер Том Стёрридж, который сыграл друга Дина Мориарти. Вот это образ, вот эта актерская игра, вот чего ты ждешь весь этот фильм — его появление. Именно его персонаж в книге задался вопросом: «А что же дальше?». Пускай он был постоянно под наркотиками, но он единственный кто сказал хоть одну умную мысль. Второй такой плюс, но самый банальный — это природа. Её уж описывать не стоит, лишь можно упомянуть, как замечательно отсняли пыльные дороги и холмы. И третий — это конец. Ярко показывает, что делают такие вот безбашенные люди как Дин Мориарти и что всё-таки нужно задумываться над тем, что делаешь, да и вообще над своим будущим. Жизнь — это длинная дорога, но никак не бесцельный путь на машине.
Какова твоя дорога, старина? ©
max-lefroy