27 августа 2012 года в27.08.2012 11:25 0 0 10 2

К своей огромной радости, наткнулась на потрясающую статью ещё одного замечательного психоаналитика Айтен Юран (если что, это женщина). Собственно, вот предлагаемая к прочтению статья под названием "В защиту любви (вместе c Бадью) ".

Статья настолько меня захватила, что даже отрываться не хотела. Но я решила дать вам ещё один повод познакомиться с психоанализом, открывающимся мне и уже немного мне знакомым.

Могу выделить ключевые для меня моменты (естественно, субъективные для каждого):

"Любовная встреча производит разрыв в субъекте, под ее влиянием, если субъект хочет сохранить ей верность, он должен перестроить свой обычный способ «обживать» ситуацию. Отсюда опасность, подстерегающая субъекта во всех процедурах истины, в том числе и в любовной. Опасность эта заключается в том, что есть искушение покинуть эту ситуацию, обратившись к прежнему существованию. В любовном, как и в любом другом охвате процессом истины, всегда требуется готовность субъекта к риску.

Второй момент: «различие в качестве различия» — вот то, что позволяет говорить о любви. Как это далеко от грез современности о двух половинках, прекрасно дополняющих друг друга! В последнем случае речь идет о нарциссических формах любви, в которых отношения строятся с миражом собственного я. Другой, в которого я влюблен, всегда уже я сам, и именно через этого другого я получаю в этих отношениях то, чего мне недостает. Но это всего лишь иллюзия взаимного дополнения в идеальную конструкцию.

Именно поэтому любовь, как в системе мысли Бадью, так и у Фрейда, Лакана — это опыт, исходя из которого может быть осмыслена Двоица в расколе господства Единого. Тайна любви — это всегда тайна напряжения в различенности полов, мужского и женского, как двух радикально различных способов обнаружения себя в мире. Любовь всегда предстает напряжением этой Двоицы. И даже сексуальный экстаз, который часто мнится как сверкающий миг единства в абсолютном слиянии, при внимательном рассмотрении далек от такого рода идиллии. Двум телам не стать одним, так же как из двоицы не сделать одно."

"Интересно, что Люс Иригарей усматривает эту логику стремления к обладанию другим даже в привычном послании влюбленного субъекта другому: «Я люблю тебя». Именно поэтому она заменяет формулу «я люблю тебя» на « j ` aim à toi », что можно перевести как — «я люблю (в направлении) к тебе». Это означает, «что я не рассматриваю тебя ни как прямое, ни как косвенное дополнение к самому себе»."


"Объект желания в психоанализе, вопреки наивному взгляду, отнюдь не то, к чему устремлен субъект и чем он заворожен, он не в тех образах, которые индуцируют в субъекте любовное переживание, а в том, что толкает его на поиск. В этом смысле субъект любит нехваткой. Ключевое для психоаналитического понимания любви высказывание Лакана: в любовных отношениях субъект приносит в дар нечто такое, чего он, по сути дела не имеет. Любовный опыт, из сказанного выше, это опыт, в котором есть возможность не обретения, а сохранения нехватки в отношениях, - в этом риск, в этом подстерегающие опасности любви, и в этом, порой, ее невыносимость. Более того, вспоминая эту замечательную фразу Лакана о любви как принесении в дар того, чем субъект не обладает, забывают добавить фразу – «кому-то кому это не нужно». Другими словами, тому, кто также сможет выдержать бремя нехватки, выдержать любовный опыт как опыт по ту сторону идеализаций, восполнений, обретений, обладаний, связываний с другим. "


"«В самом деле, любовь учит тому, что индивид как таковой есть не что иное, как пустое место и сам по себе ничего не значит. Уже в силу этого урока любовь достойна того, чтобы рассматривать ее как благородное и трудное дело нашего времени».

Индивид есть не что иное, как пустое место! Эта мысль представляется чрезвычайно важной. Ведь влюбленность, в отличие от любви, обнаруживается в поле оптических иллюзий, обманов, заставляющих нас видеть другого и себя в выгодном свете, исходя из вечной проекции собственного я в образ другого, который и предстает в связи с этим отнюдь не пустым, а напротив, полным. Любовный же опыт из сказанного выше обнаруживается по ту сторону воображаемого регистра, доминантой которого зачастую и является визуальный аспект, так нещадно эксплуатируемый сегодня. И дело совсем не в том, что с любовью я нечто обретаю, об этом прекрасно рассуждает Жижек: «С любовью я тоже Ничто, но то Ничто, которое смиренно знает о себе, Ничто парадоксальным образом обогащенное осознанием своей недостаточности». Жижек, по сути, повторяет мысль Лакана, о том, что только испытывающее нехватку существо способно любить, отсюда и проистекает важнейшее понимание, а именно, несовершенство в поле любви выше совершенства. "

К сожалению, различие между влюблённостью и любовью у меня пока размыто. Да и последний абзац понимается и принимается с трудом. Поэтому я отправилась на перечитывание и проработку, а вам приятного чтения.) )

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

PANICMOZART — Town of Halloween

130

На память.

Это ужасно странно. Новый-старый мир. Но это -- моя история. Мой текстовый фотоальбом. Я нежно люблю его и храню в сердце. Я благодарна, ...

40

Хочется видеть максимально полно. Хочется не смешивать краски. Не влиять на то, к чему прикасаюсь. Не растворяться в нём. Контактирова...

39

Ну это же смешно. Винить меня в своих неудачах. Винить меня в том, что папа не умеет о себе заботиться. Что он сознательно себя убивае...

43

Почему-то "нормальность" всегда воспринималась мной, как нечто предосудительное. Конечно, это что-то из разряда "правильного", "положенн...

41

Ведение блога - это очень любопытный опыт. Лично я сталкиваюсь со странным переживанием, когда пишу сюда часто. Я формулирую свои мысл...

47

Уригазм