Картины Брейгеля нужно рассматривать очень медленно, не спеша, недаром один из его друзей сказал: "Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено". Но и то, что изображено, дает немало поводов для размышлений.
Вот, например, его знаменитая картина "Охотники на снегу" (1565).
На переднем плане мы видим охотников с собаками и слева от них - кузницу. И - прекрасный зимний пейзаж. Сначала можно воспринять эту картину как удивительно спокойную и умиротворенную. Но если взглядом прочертить траекторию пути охотников, то видно, что там, внизу, в одном из домов вспыхнул пожар, пламя вырывается из трубы, кто-то приставил лестницу и лезет на крышу, другой несет еще одну лестницу, слева по направлению к дому бегут на помощь… Огонь кузницы, который встречают на своем пути охотники, не случаен - он связан с тем далеким пожаром, который еще только предстоит увидеть охотникам.
А теперь о самой масштабной работе Брейгеля - картине "Несение креста" (1564).
Среди толпы не сразу различим Христос. Брейгель не только помещает его в гущу толпы, но еще и рисует "ниже" всех, т.к. он согнулся под тяжестью креста. В то же время, найти его на картине можно очень быстро: именно над фигурой Христа небо светлеет (справа от него вплоть до места казни небо темное, а слева от его фигуры - светлое).
Движение толпы сопровождается конными стражниками в красных одеждах, которые, как капли крови, отметили весь крестный путь. Место казни окружено плотным кольцом людей.
Композиционно Брейгель подчеркивает, выделяет и место казни, и фигуру Христа, несущего крест, еще одним способом. Параллельно кресту высоко в светлом небе видны крылья ветряной мельницы (символ жизни), образующие такой же крест.
А параллельно месту казни, окруженному кольцом людей, в темном небе виднеется еще одно "кольцо" - шест для колесования (символ смерти).