Я наконец - то доделала свое очередное домашнее задание по литературе..
Рассказ А.П. Чехова « Душечка » был завершен в 1899 году. Впервые напечатан в журнале «Семья», 1899г. с подзаголовком «Рассказ Антона Чехова». В это время капитализм в России развивается. И, следовательно, взаимоотношения людей подобны: «Человек человеку волк». На таком фоне общественных отношений Чехов показывает женщину, всю душу которой составляют другие люди. Первоначальный замысел автора заключался в том, чтобы высмеять пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование. Рассказ строится на тематических повторах. Душечка всякий раз становится “дублером” своего мужа. В рассказе «Душечка» А.П. Чехов дал нам образ Оленьки Племянниковой или Душечки, как ее звали окружающие.
Первый муж Оленьки был работал в театре. При Кукине Душечка сидела у него в кассе. «И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете - это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре».
Второй муж Оленьки - Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева. «Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже».
После смерти второго мужа Душечка стала жить с местным ветеринаром: «Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года и нашла свое новое счастье у себя во флигеле».
Когда Оленька осталась совершенно одна, то она очень изменилась, она была опустошена, ее даже перестали звать Душечкой. «..А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить».
Оленьку начали снова называть Душечкой, когда появляется мальчик Саша – сын ветеринара, о котором она заботится. Он стал ее новым объектом любви и заботы, он изменил ее «..глядя на нее, испытывают удовольствие и говорят ей: Здравствуйте, душечка Ольга Семеновна! Как поживаете, душечка?» Благодаря Саше Оленька, наконец, обрела истинное счастье. Повествуя об отношении Душечки к Саше, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, ввиду то, что, наконец, она нашла свое счастье.
В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, повторяет, что жила она «хорошо и счастливо». На самом деле жизнь ее не казалась автору уж достойной восхищения и подражания. Героиня не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. Ольга Семеновна не может не жить жизнью другого человека, не переживать его проблемы. В рассказе ее все называют Душечкой потому, что ее душа открыта для другого человека. И ее нельзя охарактеризовать более точным словом.
Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими шаблонами жизни. Ирония Чехова к концу рассказа перерастает в сарказм.
В этом рассказе, проблема не описывается автором прямо, как центральная. Сюжет не строится вокруг проблемы или вокруг истории героя. В основе оказывается конкретная жизненная ситуация.
Прочитав рассказ «Душечка» у меня создалось такое впечатление, что Ольга Семеновна эгоистичная натура. Она должна обязательно с кем - то жить, о ком - то заботится. По сути, она жила жизнью всех своих мужей. Чехов героиню своего рассказа позиционирует в нейтральных тонах, давая тем самым свободу выбора читателю. Но все же она вызывает у читателей, во всяком случае у меня, т чувство жалости. Действительно, что еще может вызывать человек, не имеющий собственного мнения и живущий чужой жизнью. Мне кажется, что этот рассказ может быть актуальным и в наше время, ведь сейчас многие дамы ищут себе мужей, на которых могли бы полностью положится..
А. П. Чехов стремился показать сложность жизни, отразившуюся в финалах его многих рассказов: они чаще всего открытые, как это нередко бывает в жизни, точка не поставлена, и мы можем лишь догадываться о том, что может быть дальше. Главным для писателя было пробуждение нравственного сознания, а не навязывание своих представлений о жизни, литературе, о мире и человеке.