Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn 1606—1669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих пе реживаний и чувств.
В центре картины, освещаемый яркими лучами света капитан стрелков, рядом с ним лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Следуя во главе отряда, они первые появляются из-под неосвещенных сводов массивной арки и ступают на мост, переброшенный через один из множества амстердамских каналов. Блики отраженного света играют вспышками на одеждах и оружии. У каждого есть своя задача. Знаменосец вскидывает знамя, барабанщик отбивает марш, а один из стрелков заряжает мушкет. В такой боевой готовности отряд движется либо на стрельбища, либо поднят по тревоге.
Имена 18 стрелков известны истории – они написаны в картуше на своде арки. Но на картине присутствует 24 фигуры. Нет ясности, четкости и простоты, присущих этому жанру живописи, кроме того не рассматриваемы многие лица персонажей. Существует интересная теория, будто на картине автор разместил портреты только тех стрелков, которые добросовестно внесли требуемую плату за работу.
Как уже было сказано, в центре внимания находятся фигуры капитана и лейтенанта стрелкового отряда. Но так было не всегда – в XVIII веке часть полотна было обрезана. На картине присутствует ещё один очень любопытный персонаж – девочка или карлица в драгоценном платье и золотистыми сияющими волосами. В чертах её лица некоторые угадывают Саскию (жену автора). Она бежит сквозь строй стрелков как фантасмагорическое видение, к поясу её зачем-то привязан петух. Одни исследователи склонны угадывать в этом часть тайны «Ночного дозора», другие видят лишь причудливый каприз гения.
В середине прошлого века все же удалось раскрыть одну из загадок картины. Несколько поколений историков искусства и критиков пытались понять странность освещения и расположения теней. Высказывались предположения и о том, что изначально было изображено дневное время суток на картине. При реставрации эта версия подтвердилась, и при расчистке полотна были предоставлены необходимые доказательства. Ночной дозор, на поверку, действительно оказался дневным.
Рембрандт – художник и поэтому постоянно находился в творческом поиске. Но заказчику был нужен простой групповой портрет, а не изысканное и сложное произведение искусства. На таких несложных работах в то время зарабатывали многие голландские мастера. Отношение Рембрандта к заказным работам, как к лаборатории творчества, вызывало у заказчиков недоверие и отпугивало их. Капитан Баннинг Кок заявил автору что не узнает себя на картине и обратился к живописцу ванн дер Хельсту с просьбой исправить ситуацию. Но Хельст отказался.
События, связанные с портретом гильдии стрелков, серьезно нарушили благополучную и умеренную профессиональную жизнь Рембрандта. Вскоре после этой истории скончалась его жена и муза Саския. Кроме самых драматичных последствий такое печальное обстоятельство вдохновило мастера на создание величайших творений религиозной живописи столетия.
«Ночной дозор», покрытый пылью и копотью, «открыли» только в XIX веке. Подавляющее большинство восприняло её как очередное чудо света, но не обошлось и без тех, кто посчитал это произведение голландского художника посредственным.
Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, материПерсея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. БогЗевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Описание
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.
Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Сюжет
Основная статья: Притча о блудном сынеНа картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Описание
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи — встречи отца и сына и прощении.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений»
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке»«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик.
Больше можно посмотреть на сайте https://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/index.htm
XX