Повествование романа начинается с апреля 1625 года, осада Ла-Рошель происходила в 1627 году. В этот период настоящему Д’Артаньяну было неполных 12 лет, а Портосу — 10. Чтобы ввести эти события в повествование, Дюма «состарил» своих персонажей.
А вот так раньше зарабатывали на произведениях… Учитесь!)
Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрел Гримо — слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно также, как и полная мыслей. К «20 лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым.
Первоначально в рукописи стояло имя д’Артаньяна — Натаниэль. Оно не вызвало симпатии у издателей и было вычеркнуто.
«Воспоминания», о которых Дюма говорит в предисловии, будто он просто опубликовал их в виде книги, по его словам написаны графом де ла Фер. То есть, если говорить языком литературоведов, именно Атос является рассказчиком в «Трех мушкетерах».
В противоречие своему имени, Анна Австрийская (1601—1666) была испанкой, хотя и потомком австрийской династии Габсбургов. Дочь короля Испании Филиппа Третьего, она была выдана замуж в 14 лет за такого же юного Людовика XIII-го (1601—1643) для скрепления политического союза между двумя католическими государствами.
Когда Бэкингем был убит Джоном Фелтоном (здесь Дюма не отклоняется от правды), говорят, что на теле мертвого, под камзолом, близко к сердцу, нашли миниатюрный портрет Анны Австрийской.
Повествование начинается "в первый понедельник апреля 1625 года". Однако, приехав в Париж, д'Артаньян в приемной г-на де Тревиля слышит как Портос возмущается казнью графа де Шале. На самом деле, Шале был казнен за заговор против кардинала в 1626 году. Одна из многочисленных мелких хронологичских ошибок Дюма.
«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в журнале Le Siècle с марта по июль 1844. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения.
Дюма, постоянно использовавший труд литературных негров, работал над «Тремя мушкетерами» вместе с Огюстом Маке (1813—1886). Этот же автор помогал ему при создании «Графа Монте-Кристо», «Черного тюльпана», «Ожерелья королевы». Позже Маке подал в суд и потребовал признания 18 романов, написанных им в соавторстве с Дюма, как его собственных произведений. Но суд признал, что его работа была не более, чем подготовительной.