The World Will Be Watching
Скажу честно, писать рецензию на фильм, который ты ждал несколько лет – очень сложно. За эти годы ты, разумеется, представляешь себе все так, как позволяет тебе видеть картину твое воображение, но очутившись в кинозале, ты понимаешь, что все совсем другое. Другие лица, другие пейзажи, другие картины… Но все показано именно так, как должно быть. Все правильно, четко, лаконично, но при этом мощно, красиво и чувственно.
В этой рецензии мне хотелось бы отойти от творения Сюзанн Коллинз и оценивать именно экранизацию, как отдельный независимый фильм. Как отдельную независимую историю. Но я прекрасно понимаю, что не могу этого сделать.
Вкратце о сюжете, сходстве с книгой и новыми деталями. Я была рада, когда режиссер фильма Гэри Росс сообщил, что расхождения с сюжетом книги не будет. Уж такой я человек - люблю, когда все идет именно так, как должно быть изначально.
Сюжет фильма идет по плану, с некоторым количеством сокращенных и даже удаленных сцен, но при этом в истории появляются новые эпизоды, которые раньше наблюдать мы не могли. Розарий президента Сноу, комната управления Играми, дистрикты и реакция людей на все происходящее на арене – все это дает увидеть историю со стороны не только главной героини. Эти моменты дают возможность увидеть события с других ракурсов, со стороны других людей, участвующих в Играх, но не находящихся прямиком в центре кровавой бойни. Тандем Росса и Коллинз в плане создания сценария выдался довольно-таки удачным.
О режиссуре, операторской работе и спецэффектах. Начну, пожалуй, с режиссера. С предыдущими работами Гэри Росса я раньше никогда не встречалась и когда сообщили о том, что именно он будет экранизировать картину, я никак не отреагировала. Если режиссер тебе не известен, это еще не значит, что картина выйдет провальной. Многие многоуважаемые мною люди в кинематографе положительно о нем отзывались, постоянно повторяя, что он достоин снимать данный фильм, и вскоре мне стала действительно интересно, что же все-таки у него получится.
Во время съемок фильма мы могли следить за его работой, хоть и в крайне небольшом количестве. Мне понравилось его серьезное отношение ко всему и четкое понимание того, что человек, который создал данную историю, должен непременно участвовать и в процессе создания фильма. Как я уже говорила, Росс и Коллинз показали, что умеют работать вместе. Именно поэтому, скорее всего, Росса и хотят оставить на режиссерском посту для экранизации следующей части.
"У нас были замечательные рабочие отношения. Я написал проект сценария, который она прочитала и, к счастью, одобрила. Она приехала в Лос-Анджелес, чтобы обсудить его. У Сюзанн были такие замечательные, захватывающие идеи, что прежде, чем я осознал, что происходит, мы уже работали вместе".
— Гэри Росс о работе с Сюзанн Коллинз
Когда фильм только начался, мне ужасно не понравилось дергание камеры из стороны в сторону. Через десять минут я к этому привыкла и поняла, чего создатели хотели добиться такой съемкой. Показать картину именно в стиле реалити-шоу, где, кажется, будто камера следует по твоим следам, снимая все, что происходит – им удалось. Это было словно в стиле документального кино или телепроекта, который беспрерывно показывают на экране. Плюс к этому можно было наблюдать моменты, которые в принципе в телевизоре не увидишь. Это словно видеть спектакль и иметь возможность заглянуть за кулисы.
Я не могу сказать, что мне не понравилось. Было безумно необычно смотреть кино в таком формате. Но, на мой взгляд, было бы лучше, если бы снимали не как шоу, а как кино о шоу. В книги больше идет смысловой части, размышлений Китнисс, её мысли, и именно поэтому там не нужно много действий. Фильмы же всегда акцентируются на визуальной части, но тут этого не было (это я говорю именно об Играх, об арене). Хотелось увидеть намного больше из бойни у Рога Изобилия, хотелось больше крови, ведь это Голодные игры. На них все жаждут зрелища, море кровищи и нескончаемую кровожадность. Фильм же получился и без особого экшна и без размышлений.
"Я не думаю, что мы смягчили какой-либо из напряженных моментов. Один из нюансов повествования от лица Китнисс заключается в том, что вам не нужно распространяться о жестокой резне, чтобы передать весь ужас. Не думаю, что история выиграла бы, если бы мы показали кровавую баню".
- Гэри Росс о жестокости в книге и фильме
Все что касается спецэффектов, то тут спорный вопрос. Те моменты, когда показывали Капитолий и интервью, все выглядело просто потрясающе, как никогда и невероятно реалистично. Но в моментах, где поджигали костюмы Китнисс и Пита; где Китнисс кружилась на интервью, и её платье якобы пылало; и когда Игры подходили к концу и на арену выпустили переродков (хотя в фильме они не особо на них были похожи) – это все выглядело слегка, даже не знаю как сказать, слегка неестественно. Но это только на мой взгляд. Я говорю это именно потому, что всегда уделяю спецэффектам большое внимание, особенно в тех фильмах, которые без них не могут обойтись.
Актерская игра, грим и костюмы. Выделять кого-то определенного из актерского состава не хочу. Актерская игра – это, наверное, одна из немногих вещей, которая не вызвала у меня никаких сомнений. Вжиться в роли таких многогранных персонажей очень сложно. Так же сложно показать героев зрителям в таком воплощении, чтобы они увидели и без слов поняли какой характер у человека, и что он собой представляет, при этом еще и оставив завесу тайны. Каждый из актеров настолько прочувствовал своего героя, что у меня мурашки по коже бежали все два с половиной часа. «БРАВО!» каждому из них.
Так же точного перевоплощения в персонажей невозможно было бы добиться без грима и костюмов. Одежда в дистриктах, как и макияж, очень простые, и можно даже сказать, невидимые, что создает точное ощущение скромности, бедности и нищеты. Но когда действия переносятся в Капитолий, сразу начинаешь чувствовать разницу. Словно тебя выдернули из твоего привычного мира в другой. И ведь так оно и есть. Яркий макияж, нескромные прически, большие аксессуары и манеры людей Капитолия дают новую видимость богемного общества будущего. Когда Китнисс и Пита вырывают из их скромной жизни в такой яркий мир мы видим как они меняются. Меняются внешне, но при этом бояться потерять себя. Этот страх дает им возможность проникнуть в свою сущность так глубоко, что в себе они начинаю находить какие-то новые стороны и качества, которых раньше за собой не замечали.
В общем, огромное количество стилистов, парикмахеров и костюмеров потрудились на славу. Они создали новый мир, в который мне сразу захотелось окунуться.
Музыкальное сопровождение. Момента написать об этом я ждала больше всего и вот я к нему подошла. Это было потрясающе! Никаких лишних песен и бессмысленных слов, лишь музыка, которая сделала фильм в миллиард раз прекраснее. Нужная мелодия в нужном моменте – это все, чего мне хотелось, и я это получила сполна. Каждый раз с каждой новой композицией я буквально взлетала к небесам. Когда было грустно «бах!» - нужная мелодия, которая делает момент еще трагичнее; когда восторг - «бам!» - и он становиться еще бо́льшим и не отпускает до последних секунд. Музыканты, композиторы и люди, занимающиеся сведением звука, заслуживаю отдельных аплодисментов.
Вывод: Необычный формат фильма необычно смотрелся на экране, но чего-то все равно не хватило, а именно большего действия и экшна. Вся съемочная группа и люди, работающие над фильмом, потрудились на ура. И не смотря на то, что для меня было несколько недочетов ФИЛЬМ ОБЯЗАТЕЛЕН К ПРОСМОТРУ! Получилось красивое, яркое кино, которое заставляет задуматься. Задуматься о том, что если мы не прекратим быть злыми, алчными и завистливыми, то нас ждет именно такое будущее.
Фильму поставлю 8 из 10. Эту пару баллов оставлю для следующих экранизаций. Уверена, в следующем году все будет только масштабнее, ярче и интереснее.
«Переоценивать противника подчас не менее опасно, чем недооценивать.»
— Сюзанн Коллинз