Психологический взгляд на природу экономического кризиса.
Никогда не задумывались, за что в жизни человек готов платить дороже всего? Отвечу сразу, опираясь на многолетний психотерапевтический опыт: за свои иллюзии. За них люди платят деньгами, потерянным временем, близкими отношениями, а иногда и жизнью…
Эксперты спорят о том, есть ли сейчас экономический кризис и каковы показатели его наличия… Становится страшно от того, насколько же мы привыкли к самообману, приближающему нас к достаточно жесткой развязке. За красивую иллюзию жизни в цивилизованном обществе потребления западные страны уже расплатились угрозой национальных дефолтов. Однако, даже сейчас они пытаются спасти эту иллюзию, повышая планку национального долга США, увеличивая денежные вливания в спасение банковской системы или даже отдельных стран Евросоюза… Проблема лишь в том, что денежные вливания могут лишь на время отсрочить признание кризиса ценностей общества потребления. Ведь пока не понята и не устранена причина, борьба с последствиями бесполезна и даже губительна.
С точки зрения психологии, потребность в деньгах и благах ненасыщаема. Вот и получается, что попытки устранить кризис вливанием денег оказываются бесполезными, ведь ментально ничего не меняется: общество как потребляло больше того, что зарабатывало, так и продолжает это делать. И чем больше становится денег, тем более дорогостоящим оказывается потребление. Эта система уже привела к тому, что частные и государственные долги стали просто непомерными. И каким же образом сейчас пытаются решить эту проблему? Влить еще больше денег! Круг замкнулся.
Как это похоже на то, что происходит в рамках психологического кабинета! Многие клиенты, пришедшие в состоянии личностного или семейного кризиса, также зачастую пытаются держаться за иллюзию «таблетки от проблем». Иногда они готовы платить деньги и ходить к психологу до бесконечности, лишь бы не признавать, что именно стиль их прежней жизни привел к катастрофе, и для выхода из кризиса этот стиль придётся изменить.
Как наркоман пытается избавиться от дискомфорта, постоянно увеличивая дозу наркотика, так и целое государство в попытке выйти из экономического кризиса увеличивает «дозу» денег. Задумайтесь, ведь золотовалютные резервы России тают на миллиарды долларов каждую неделю! А за что эта плата? Только лишь за иллюзию «тихой гавани». Ни Россия, ни западные страны не готовы отказаться от привычного комфорта и признать тупиковым прежний стиль мировой экономической и социальной политики, и ситуация становится всё хуже и хуже с каждым месяцем.
А знаете, чем еще страшны иллюзии? Тем, что все знают об их существовании, но продолжают либо искренне верить в эту искажённую реальность, либо хотя бы делать вид, что верят. Результат – кризис доверия. Экономический термин знаком? А природа та же – психологическая. Пока человек не научится жить в реальном мире, он не почувствует необходимость кардинальных изменений, и тем более не сможет их реализовать. Не напоминает ли это (уже в масштабе целого государства, а не отдельной личности) российскую модернизацию? Пока мы не признаем факт, что Россия – не «тихая гавань», а больной наркоман на ресурсной игле, не видать нам экономического и политического прорыва. К реальности-то возвращаться всё равно придётся, но чем позже это будет сделано, тем глубже окажется дно, а пути подъёма – сложнее и тяжелее.
Мне кажется, что в этой мясорубке новым мировым лидером станет та держава, которая быстрее всех остальных поймет необходимость ментальных изменений, которые повлекут за собой реформы экономические, технологические, социальные… Путь этот уже и сейчас станет достаточно жесток: ведь в первую очередь придётся признать тот факт, что в реальности каждая страна сейчас нищая, и признание это вряд ли будет слишком приятным. А как Вы назовете человека, который всем должен денег? Причем должен гораздо больше того, что может заработать? Конечно, такой подход рушит основные принципы глобальной экономики, когда все друг другу должны и на этом строится глобализация. Но куда мы все уже пришли с этим экономическим порядком и куда продолжаем двигаться дальше?..
В таких условиях задача государственного лидера – это проведение здравой модернизационной политики, направленной на сокращение популизма, следствием которого часто бывает лишь прожирание ресурсов. Тратящиеся деньги должны быть заработаны в реальной экономике, в реально произведённом продукте. При этом лидер, безусловно, столкнется с жестоким прессингом со стороны профессиональных союзов, популистов, да и населения в целом. Его задача – не сломить сопротивление, а перевернуть социальные иждивенческие установки людей, которые свойственны как нашей, так и любой другой стране мира. Рано или поздно мир все равно дойдет до этого, но с каждым потерянным десятилетием, с каждым залитым деньгами кризисом это будет сделать всё тяжелее и тяжелее.