ОСОБЕННОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ГОЛОСУ
Балянин К.Ю.
Институт психологии РАН (Москва)
Аннотация
Зрячие и слепые испытуемые оценивали внешность, эмоциональные состояния и личностные качества дикторов по их голосу, звучащему на родном и иностранном языке в условиях прямой и инвертированной экспозиции речи. Выделены группы слушателей, по-разному дифференцирующие характеристики человека по его голосу. Отмечен ряд тенденций межличностного акустического восприятия.
Ключевые слова
Голос, акустическая информация, восприятие эмоций, восприятие личностных качеств, восприятие внешности человека.
Введение
Восприятие индивидуально-психологических особенностей личности по голосу имеет важное практическое значение при создании систем безопасности, реконструкции фотопортрета преступника, профессиональном отборе и т.д. Однако, этой теме посвящено не так много работ, а общепринятой теории не существует (Нэпп, Холл, 2004; Пашина, Морозов, 1990; Doddington, 1985; Hollien, 1990; Pittam, 1994 и др.).
Основная цель пилотного исследования – получить представление о том, насколько человек, услышав голос, способен выстроить адекватный образ его носителя. Согласно литературным данным, он включает в себя как эмоциональное состояние человека, его личностные качества, так и внешний физический облик. Предстояло выяснить, насколько точно эта информация распознаётся слушателями, и при каких условиях.
Процедура и методы исследования.
В исследовании приняли участие 30 человек (мужчины и женщины от 20 до 50 лет); 15 из них были зрячими людьми, а 15 – слепыми.
Для получения данных по каждой из трёх интересующих сфер (эмоциональное состояние, личностные качества и описание внешности) были использованы методики «Дифференциальные шкалы эмоций» К.Изарда, «Личностный дифференциал» и «Словесный портрет» Бертильона. Бланки методик испытуемые заполняли как на себя, так и на дикторов, которые озвучивали короткие тексты.
В создании звуковых записей участвовали 2 человека – мужчина и женщина, которые владели татарским и русским языками и считали их для себя родными. Дополнительно для разрушения лингвистической составляющей применяли инвертированные записи. (Пашина А.Х., 1991)
Испытуемым в произвольном порядке предъявлялись восемь акустических фрагментов. По инструкции они, прослушивая запись, необходимое количество раз, должны были заполнять пункты полученных бланков, выстраивая образ человека, голос которого слышали.
Гипотезы исследования
1. По нашим предположениям, незрячие испытуемых должны более точно распознавать эмоциональные состояния, зрячие – физический портрет.
2. Изменение языка не должно приводить к изменению восприятия дикторов, т.к. согласно теории голосообразования индивидуальность голоса определяется работой ЦНС и анатомо-физиологическим строением голосового аппарата. Информацию о личности несёт голос, а не язык. (Дегтярёв В.П., Коротич В.А., 2002)
3. Должны существовать отличия в психологических портретах, сделанных при прослушивании инвертированной записи и записи на иностранном языке, т.к. в более ранних исследованиях отмечалось неестественное звучание инвертированной записи.
4. Эмоциональный и личностный портреты могут быть достаточно адекватными.
5. Физический портрет должен содержать большое количество ошибок, при этом грубые черты должны распознаваться более точно.
Результаты и их обсуждение
Предварительные данные без учёта статистической обработки позволяют обнаружить следующие тенденции.
1. Все испытуемые по их способности к распознаванию
А) «высокочувствительная» - 8 человек либо сразу в процессе выполнения заданий либо после прохождения исследования чётко обозначили, что в создании записей участвовали всего 2 диктора;
Б) «низкочувствительная» - 7 человек, даже узнав правду от экспериментатора, оставались при мнении, что все записанные голоса принадлежат разным людям;
В) «промежуточная» - 15 человек, которые догадались, что голоса всего 2, но всё же сомневались в этом и предпочитали их обозначать согласно изменению записи.
2. При отнесении эталона по голосу к носителю того или иного этноса (даже если испытуемые понимали, что это одни и те же люди) физический портрет подчиняется жёсткому этническому стереотипу. Оценки личностных качеств и эмоциональных состояний обладают большей независимостью от этнических стереотипов и соответствуют коммуникативному опыту испытуемых.
3. Различие в восприятии инвертированной записи и записи на иностранном языке отразилось в том, что трудность распознавания иноязычного варианта (количество незаполненных пунктов в бланках либо нулевых показателей шкал) заметно ниже, чем при инверсии. В самоотчёте испытуемые отмечают, что первоначально воспринимали инвертированную запись как компьютерный аналог человеческого голоса. Лишь при многократном прослушивании они начинали слабо слышать голос человека. Иноязычную запись, не понимая смысл сказанного, воспринимали без затруднений.
4. Эмоциональные состояния в подавляющем числе проанализированных бланков распознаются преимущественно верно. При распознавании личностных качеств количество ошибок увеличивается. Инвертированная запись воспринимается как более угрожающая, грубая, не внушающая доверия к человеку.
5. В распознавании физического портрета отмечены следующие тенденции.
Никто из 30 испытуемых ни в одном из 8 предложенных вариантов записей не сделал ошибок в распознавании пола. С достаточной точностью и стабильностью распознаётся возраст. Ошибки укладываются в интервал до 5 лет, что считается допустимым шагом в криминалистике. Ошибки более 10 лет единичны.
Достаточно эффективно распознаётся рост и тип телосложения. Правда, в том случае, если испытуемому удаётся отстраниться от этнического стереотипа. В противном случае описывается типичный представитель этноса.
Особый интерес для исследователя представляет восприятие лица. Конституирующие элементы лица: форма контура, размер и форма носа, рта, лба распознаются достаточно точно. Форма и цвет глаз, бровей, форма ушей и прочие и прочие тонкие признаки при распознавании несут очень большую вероятность ошибки.
6. На данный момент не выявлено достоверных различий в восприятии между мужчинами и женщинами, между зрячими людьми и незрячими.
Заключение
Пилотажное исследование показало, что голос действительно несёт многомерную информацию о своём носителе. На её основе делаются выводы о личности человека, его эмоциональных состояниях. Данные о физическом облике носителя могут быть использованы как важная экспертная информация.
Качество восприятия зависит от многих факторов: это и способность к достаточно тонкому и чёткому различению нюансов голоса, дающих ту или иную информацию, и способность оставаться независимым в своих суждениях при анализе поступившей информации. Немаловажное значение имеет и степень обученности к выполнению данной перцептивной задачи. Как показали предыдущие исследования в этой области и результаты практики, обучение ведёт к улучшению распознавания индивидуально-психологических характеристик личности человека по его голосу. (Пашина А.Х., 1991; Балянин К.Ю., 2010).
Человек в своём восприятии в первую очередь ориентируется на свой опыт – он привыкает анализировать обычное звучание человеческого голоса; он неплохо распознаёт эмоции и личностные особенности, половые и возрастные признаки, с которыми ежедневно встречается в жизни и которые для него несут какую-либо значимую информацию. Так, при общении человек всегда должен определить пол собеседника, и эта задача для него самая лёгкая, не вызывающая ошибок. Однако, форма ушей для коммуникации не имеет никакого смыслового значения, и число ошибок при распознавании этого и других тонких признаков резко возрастает. Человек не способен распознать и запомнить сразу огромное количество деталей, обращая внимание на резкие черты. Поэтому количество ошибок по этим признакам минимальное: рост, возраст, тип телосложения, форма лица, носа, рта. Согласно исследованиям восприятия выражений лица (Барабанщиков, 2009), именно эти зоны являются важными при зрительно-ориентированном общении. По-видимому, подобный механизм определяет построение образа собеседника по голосу.
Выявленные тенденции, большое число гипотез говорят и о том, что тема восприятия человеческого голоса пока ещё мало изучена. Полученные знания очень фрагментарны и слабо систематизированы. Остаётся надеяться, что более масштабные экспериментальные исследования постепенно изменят ситуацию.
Примечание: Работа выполняется в рамках гранта РГНФ, проект 10-06-00-362а.
Литература.
1. Балянин К.Ю. Голос как предмет научного познания и перспектива практики – Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии: Сборник научных статей» - М.: -ЭКОН-ИНФОРМ, 2010 – с. 86-91.
2. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица – М.: ИП РАН, 2009.
3. Дегтярёв В.П., Коротич В.А. Нормальная физиология – М: МГМСУ, 2002.
4. Нэпп М., Холл Дж. Мимика, жесты, движения, позы – С-Пб.: «Прайм-Еврознак», М.: »Олма-пресс», 2004.
5. Пашина А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии №1, 1991, с. 88-96.
6. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания // Психологический журнал, 1990, т.11, №3, с. 70-78.
7. Психофизиология / под ред. Ю.И. Александрова – С-Пб: Питер, 2001.
8. Экман П. Психология лжи – С-Пб: Питер, 2000.
9. Doddington G. Speaker recognition: identifying people by their voices / Proceedings of the IEEE 1985 Vol. 73 p. 1651-1664.
10. Hollien H. The acoustics of crime: The new science of forensic phonetics – N.Y.: Plenum, 1990.
11. Mehrabian A. Silent messages. Belmont: Wadworth, 1972.
12. Pittam S. Voice in social interaction: An interdisciplinary approach. Thousand Oaks: Sage, 1994.